Крылатая богиня победы улыбнулась деятелям кино
«Чем страшней глядеть в окно, тем лучше с кино и прозой в стране», — с этой мысли Дмитрия Быкова, облеченной в стихотворную форму и произнесенной в прологе актером Михаилом Ефремовым, началась церемония вручения премии старейшей российской киноакадемии. Лидерами «Ники» по количеству номинаций стали «Аритмия» (7), «Нелюбовь» (6) и «Анна Каренина. История Вронского» (3). Но академики, которые обычно раздают всем сестрам по серьгам, выступили на этот раз единым фронтом: «Аритмия» Бориса Хлебникова стала обладательницей статуэток в пяти главных номинациях. Фильм повествует о буднях рядового врача скорой помощи, честного и ответственного, в одиночку пытающегося противостоять несовершенной системе современного здравоохранения.
Вручая награду «Аритмии» в номинации «Лучший фильм», Кончаловский заметил:
— Все шесть представленных лент — попытка ответить на вопрос, зачем мы живем.
Хлебников был назван еще и «Лучшим режиссером».
А обладатель награды за «Лучшую мужскую роль» Александр Яценко, сыгравший того самого порядочного врача, признался, что чувствует себя «счастливым человеком» и порадовался за партнершу Ирину Горбачеву, которая своей работой в этой же картине «буквально ворвалась в зрительские сердца». Не обошла награда и сценаристов «Аритмии» во главе с Наталией Мещаниновой.
Парад лучших актерских работ продолжили артисты второго плана. Само название номинации всегда вызывает вопросы. Потому что в данном случае на блистательной работе ее победителя Алисы Фрейндлих и другой «второплановой» номинантки — великолепной Валентины Теличкиной — держится весь фильм «Большой». Алиса Бруновна приехать из СанктПетербурга не смогла — слава богу, жива, здорова и играла в тот вечер спектакль.
Среди мужчин выбрать лучшего актера за роль второго плана было не менее сложно. И поэтому — бывает и так! — академики отметили сразу двоих: Владимира Ильина («Время первых») и Сергея Гармаша («Холодное танго»).
— От того, что получаем награды, — сказал Гармаш, — мы не играем лучше и не снимаем лучше. Но когда собираемся вместе и в ролике видим крупный план Николая Крючкова, мы становимся лучше.
Трогательная часть церемонии — вручение «Ники» «Лучшему фильму стран СНГ, Грузии и Балтии». Лауреат номинации, режиссер «Кресла», замечательный мэтр Эльдар Шенгелая от избытка чувств исполнил на сцене зажигательный грузинский танец.
«Лучшей операторской» признана работа Сергея Астахова, Ивана Бурлакова при участии Кирилла Боброва в картине «Салют-7». Астахов со сцены поведал, что операторское искусство становится делом все более коллективным, и на «Салюте-7» в особо сложных сценах невесомости операторская группа достигала пятнадцати человек.
Среди сериалов лучшим признан «Петр Лещенко. Все, что было...» Владимира Котта.
А почетный приз «Честь и достоинство», носящий имя Эльдара Рязанова, получил народный артист СССР Владимир Этуш.
Вручавший статуэтку художественный руководитель Вахтанговского театра Римас Туминас назвал Владимира Этуша «великим из великих».
Этуш иронично удивился, что ему вообще «тут что-то дали».
— Я долго, долго что-то делал как артист, — сказал мастер. — Больше ничего не делаю. Разве что только играю иногда.
И ушел под овации зала.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Андрей Кончаловский, режиссер, президент "Ники":
— Я думаю, что между понятиями кино и кинематограф должна быть какая-то разница. Все-таки у нас премия кинематографическая. Мне кажется, что кинематограф создан для людей, которые еще умеют читать, а кино присутствует там, где только смотрят... Я с надеждой смотрю на наше кино, потому что в нем появляются талантливые молодые кинематографисты, которые пытаются осмыслить, что такое образ. И смотрю на наш сегодняшний вечер как на праздник именно кинематографа. Все шесть представленных картин сделаны хорошим киноязыком, в них есть поиск и попытка ответить на вопрос, зачем мы живем. На вопрос этот ответить никому еще не удавалось. Но стремиться нужно.
Сергей Сельянов, продюсер:
— Я смотрю на панораму из шести картин-номинантов, которые представлены на соискание премии «Ника» в категории «Лучший фильм» («Аритмия», «Нелюбовь», «Салют-7», Теснота», «Холодное танго» «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». — «ВМ»), и понимаю, что эта панорама — замечательный итог кинематографического года. «Аритмия» — получила приз заслуженно. В ней очень высок уровень сердечности. Думаю, она и проникла в наши сердца потому, что в этом году нам, видимо, всем очень недоставало этой самой сердечности. Возможно, в следующем году нам будет недоставать какойто жесткости. А еще через год — хулиганства или чегонибудь еще. Но в нынешнем году недоставало именно сердечности.