Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Листья и плоды

Сюжет: 

Воскресная проповедь
Общество
Листья и плоды
Митрополит Калужский и Боровский Климент / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»
Объединяющей темой богослужений первых двух дней Страстной седмицы является готовность человеческой души предстать на суд Христов.

Для этого Церковь, с одной стороны, напоминает об искупительной жертве Спасителя, которой вершится «суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12, 31), а с другой — о неминуемости Его Второго пришествия. При этом в центре внимания остается человек перед лицом Бога, принявшего человеческое естество и вошедшего в жизнь людскую ради спасения всех людей. В храме неоднократно звучит иносказание о Страшном суде как о встрече с Богом, которая предстоит каждому человеку: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща».

Этими напоминаниями Церковь подводит нас к мысли о необходимости иметь постоянную внутреннюю готовность к встрече с Христом. В богослужебных текстах Великого Понедельника и Великого Вторника задействуются наглядно раскрывающие и иллюстрирующие эту мысль евангельские притчи: о десяти девах, о десяти талантах, о бесплодной смоковнице.

История бесплодной смоковницы в церковных песнопениях интерпретируется как указание на духовное бесплодие. Как разъясняет апостол Павел, «плод духа» проявляется в евангельской любви, радости, мире, долготерпении, благости, милосердии, вере, кротости, воздержании (см. Гал. 5, 22—23). Если христианская душа не приносит Господу такого рода плоды, это служит показателем, что человек остается пассивен в исполнении о нем Божественного замысла. В итоге может наступить духовная смерть, когда человек окажется не в состоянии не только при жизни принести духовные плоды, но и в вечности предстоять Богу. Пока мы не пришли в такое плачевное состояние, Церковь призывает нас избегать «смоковницы безплодствия», вникая в это евангельское предостережение, «да не изсохнем якоже она».

Через упоминание о смоковнице проводится скрытая параллель между духовным состоянием возмущенной толпы, отказавшейся от Христа, и первых людей, нарушивших заповедь в раю. В церковных песнопениях, с одной стороны, в один ряд поставлены отпавшие от Бога прародители и отрекшийся от Избавителя богоизбранный народ. На языке поэтических образов они одинаково «наги» перед Господом, т.е. лишены благодатной помощи, покровительства Божия. С другой стороны, познавший свою наготу Адам, «листвие смоковное взем, препоясался». Тем самым подчеркивается связь лишения Божественного покрова со смоковничным бесплодием, выражающим внутреннюю омертвелость человеческой души, не возрастающей в делании добра.

Главный урок, который в эти дни предлагает нам Церковь — это необходимость деятельной жизни в Боге. Мало просто избегать греха как такового, важно заполнить свою душу истинным, нелицемерным добром. Мало знать Христовы заповеди, необходимо их исполнять в любых обстоятельствах, пока мы живы. Нужно воспитывать свою душу в евангельском духе, совершая соответствующие ему дела. Например, не просто промолчать на злое слово, незаслуженный укор, а еще и от всего сердца пожелать своему обидчику добра, помолиться за него и оказать поддержку, если он будет нуждаться в помощи.

Дух евангельской любви и незлобия, воспитываемый через тщательное исполнение заповедей, неразрывно связан с покаянием. Сама по себе жизнь по Евангелию уже есть покаяние, ибо требует от человека глубокой, искренней и честной переоценки собственной жизни. То же можно сказать и о духовном возрастании, совершенствовании в добродетели. Ведь каждое восхождение на новый уровень духовного бытия требует от нас пересмотра с позиций Евангелия того, чем мы жили ранее, чтобы полнее осуществить в своей жизни заповедь Бога, Творца и Искупителя.

В последние дни перед Пасхой Церковь особо призывает нас к поиску мертвящего дыхания греха в своей душе, лишающего ее плодов духа, к пересмотру своей жизни с позиций евангельского доброделания. Благо, что у нас есть покаяние, а значит и возможность обрести во Христе бесценное соцветие евангельских добродетелей.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.