Главное
Истории
Рождество

Рождество

Святки

Святки

Достоевский

Достоевский

Традиции на НГ

Традиции на НГ

Объятия

Объятия

Любовные романы

Любовные романы

Как правильно загадывать желание

Как правильно загадывать желание

Мандарины

Мандарины

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

В поисках кукловода

Развлечения
Премьера в Первой студии Вахтанговского театра
Премьера в Первой студии Вахтанговского театра / Фото: с сайта театра Вахтангова

Первая студия Вахтанговского театра продолжает осваивать пространство своего маленького подвальчика в одном из арбатских переулков. Только начался второй год лабораторной работы – и вот уже вторая премьера. После аристофановских «Птиц» студийцы взялись за одно из самых загадочных произведений XX века – пьесу Луиджи Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора».

Пьеса эта не столько даже загадочна, сколько манящая всех тех, кто начинает искать собственные пути в театре. Это же так естественно: персонажи ищут автора, а актеры с режиссерами свою театральную систему. Так и живут.
Первую студию поиски и на этот раз приводят к игровому театру. Театру, в котором сам процесс игры куда важнее конечного результата. Наблюдать за режиссерскими придумками, актерскими находками и импровизациями настолько увлекательно, что в какой-то степени менее важным становится сам играемый материал. Так было с «Птицами», сюжет которых был лишь поводом для безудержной актерской игры, так случилось (хотя и в меньшей степени) с «Шестью персонажами».

Начало было вполне ожидаемым – все, как прописал автор, - рядовая репетиция в каком-то театре. Репетиция не клеилась, актер не мог найти нужную интонацию, и тут появлялись персонажи. Хотя нет, не совсем так. Начало было иным. На практическим пустом пяточке сцены, в левом углу которой стоял манекен на шарнирах, появлялся актер (Иван Пачин, который, согласно программке оказывался Бутафором) с шарнирной моделью человека в руках. Моделью, которая была превращена в марионетку. Актер что-то пытался в ней отладить, стучал молотком, а затем тщетно старался распутать переплетенные нити. И вот тут-то появлялся режиссер и начиналась репетиция, а кукла на спутанных ниточках так и оставалась висеть где-то в углу.

Репетировали сцену исповеди главного героя. И вот эта самая исповедальность интонации никак не давалась актеру. Не давалась настолько, что режиссеру самому пришлось выйти на площадку (тут Андрей Злобин остро и мастерски набросал несколькими штришками типичный режиссерский показ). Более того, попробовала себя в этом монологе и молодая актриса. Правда, ее исповедь несколько отличалась от написанной и отдавала привкусом горечи для режиссера, но зато именно в этот момент – момент, когда искусство непроизвольно сплелось на подмостках с «правдой жизни», - и появились персонажи.

Очень быстро режиссер даже визуально превратился в исповедника в пасторском воротничке, который за легкой решеткой импровизированной исповедальни выслушивал каждого из персонажей. А они все говорили и говорили, и каждый монолог превращался в отельный этюд, отдельный импровизированный спектакль. Они сменяли друг друга, вовлекали в происходящее оторопевших актера и актрису, то и дело провоцировали их. Но и режиссер в накладе не оставался: пытаясь растормошить Сына, он вдруг начинал играть его роль; добиваясь понимания театральной правды, целовался с Падчерицей, и, наконец, входил во вкус.

Сцены мелькали перед глазами зрителей с головокружительной быстротой, сюжетная линия периодически ускользала, но не возникало ни малейшего желания ее ухватить. Хотелось только одного – продолжать оставаться свидетелем этой запутанной и такой «вкусной» театральной игры. Игры, в которой, несмотря на всю ее легкость и фантазийность, на всю ее несерьезность даже, очень отчетливо стали видны актеры. Их индивидуальности, которых, пожалуй, в «Птицах» несколько не доставало, и которые сейчас проявились. Проявились настолько, что следующие работы Первой студии будут уже интересны не столько тем, что это спектакли студии при Вахтанговском театре, сколько тем, что в них можно будет увидеть самих студийцев.

Но это все лирика. Тем временем подходил к концу спектакль, персонажи занимали присущее персонажам место, оставляя на сцене театральную труппу, продолжающую свою репетицию. Появлялась и начинала оправдываться опоздавшая Прима, но тут эту сцену прерывал режиссер, желая ее повторить более точно. Репетиция тоже оказывалась поставленным спектаклем. Но театральная «матрешка» на этом не останавливалась – все актеры покидали подмостки и присоединялись к замершим в глубине сцены персонажам. За столом оставался лишь режиссер, к рукам которого Бутафор привязывал свисающие из-под колосников веревки, - еще одна марионетка занимала свое место.

Первая студия и режиссер Олег Герасимов разыграла пьесу «Шесть персонажей», пользуясь весьма распространенным и даже напрашивающимся приемом «театра в театре». Вот только прием этот возвели здесь в бесконечную степень и сосредоточились на поиске главного кукловода. Его в спектакле не называют. Разве что финальная сцена, в которой соединились два главных театральных поиска – автора и жизненной правды, содержит в себе некий намек (намек, впрочем, несколько обедняющий общий смысл постановки).

…Все персонажи и актеры смотрят в распахнутое «окно», из-за которого доносится шум ветра и пение птиц. Там, за окном, за пределами репетиционного зала и сцены протекает подлинная жизнь. Актеры недвижно смотрят в окно. Солнце садится, окрашивая их лица закатным светом. Актеры недвижно смотрят в окно. Солнце встает, освещая их замершие фигуры. А актеры все стоят спиной к сцене и смотрят в окно. На жизнь, поймать которую им никак не удается.

В таком финале есть грусть – грусть, совсем не подходящая азартному и игровому спектаклю. Грусть и сожаление о недостижимости жизненной правды, которым в только что разыгранной постановке просто нет места. Ведь нам только что весьма наглядно показали, что смысл театра совсем не в жизнеподобии, а в самом театре. Театре, которому (если говорить откровенно и шепотом) и кукловод-то нужен далеко не всегда. Вернее, нужен, конечно, вот только зрителю совсем не обязательно знать о тех тоненьких ниточках, которые ведут от него к беспечным персонажам.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.