Девушка и Сеть
Или – эпизод из советского фильма «Железный поток», когда во время Гражданской войны в колонне беженцев кто-то поставил на патефон пластинку с хихиканьем комиков. И вся колонна – дети, взрослые, старики, мужчины, женщины, солдаты, гражданские, пролетарии, интеллигенты – вдруг замерли и зашлись неостановимым – на грани безумия – хохотом.
Смеяться, правда, не хочется.
Вряд ли кто-нибудь сегодня готов отказаться от полезных электронных устройств. Но не превратился ли сам человек в приложение к этим, как пишут социологи, «формирующим сознание» игрушкам ХХI века? Есть нечто сюрреалистическое в многочисленных мигающих голубым светом гаджетах на концертах, научных собраниях, любых массовых, включая панихиды и проводы в последний путь, мероприятиях. В вагонах метро, автобусах люди, даже если едут вместе, почти не общаются. Уткнувшись в экраны, они существуют в других реальностях, видимо, более важных и интересных, чем находящийся рядом знакомый или родной человек.
Сеть можно уподобить некоему всемирному существу, у которого есть душа и тело. Душа – оцифрованное культурное достояние человечества. Тело – «миллионопалый» (по Маяковскому) и neverlasting (бесконечный) репортаж о том, где были, что видели, что съели и… далее по списку рядовые солдаты бесчисленной армии Сети.
У Сети много измерений и тайн. Одни исследователи полагают, что поголовная «сетевизация» свидетельствует о катастрофическом снижении интеллектуального уровня населения. Другие рассматривают массовый уход в Сеть, как реакцию на недружественные реалии окружающей жизни. Третьи – что Сеть виртуально воспроизводит все несовершенства человеческой натуры, в частности, эгоизм и тщеславие, даёт возможность даже самой непримечательной личности заявить о себе, а главное, снискать признание у близкой по уровню развития аудитории.
Сеть многолика и неуловима, как непрерывно вращающееся зеркало. В этом зеркале можно разглядеть и романтику, и погоню за прекрасным мгновением, и тоску по «уходящим объектам», и вечную человеческую мечту о бессмертии.
В своё время недоумение у литературной общественности вызвала немотивированно высокая оценка Сталиным малохудожественного стихотворения Горького «Девушка и Смерть». «Эта штука сильнее, чем «Фауст» Гёте (любовь побеждает смерть)», - начертал вождь поверх строчек: «Что ж, - сказала Смерть, - пусть будет чудо! Разрешаю я тебе – живи! Только я с тобой рядом буду. Вечно буду около любви!» Если заменить слово «Смерть» на «Сеть», то откроется (с неожиданной стороны) ещё одна тайна цифрового измерения современной цивилизации. Жизнь становится Сетью, а Сеть - жизнью
Человек, едва научившись мыслить, начал выражать своё отношению к миру. Сохранилось немало наскальных рисунков первобытных людей. Удивительно, там есть мамонты, саблезубые тигры, бизоны, деревья, даже облака, но крайне редко можно встретить изображение самого человека. В то время человек отнюдь не считал себя центральной фигурой мира, воспринимал окружающую природу и собственную жизнь, как дар свыше.
Сегодня человеческое «Я!» вознеслось превыше природы, здравого смысла, инстинкта самосохранения и прочих важных вещей. Мы живём отражением в зеркале Сети нашего обобщённого «Я». Пока ещё каждый видит в нём то, что хочет. Кто-то – прыгающего котика. Кто-то Настю Рыбку с олигархами и чиновниками. Кто-то – печальное («Мы будем жить плохо, но не долго», как говорил Черномырдин) будущее: задыхающуюся от свалок, превращающуюся в мусор землю, пластиковые острова в океане, отравленные реки, мёртвые леса. Кому-то даже приходит в голову мысль, что это происходит потому, что в мусор превратился сам человек.
Пока ещё Сеть не удаляет такого рода контент. Но кто знает, что будет дальше?
Не будем пессимистами. Зачем грустить, если можно сделать отличный селфи?
ЕЩЕ МНЕНИЕ
Виртуальная независимость
Колонка обозревателя «ВМ» Александра Никонова
Тут на днях меня слегка удивили - новость проскочила: оказывается, в Казанском университете проанализировали данные исследования подростков и обнаружили, что большинство опрошенных «имели предрасположенность к интернет-зависимости». То есть, цитирую, они «плохо контролировали время, проведенное в интернете, но все же могли выйти из сети ради общения с друзьями и других дел в реальной жизни» (далее...)
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции