О бедном актере замолвите слово!
Государственная дума в первом чтении приняла законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников...»
Задача – освободить творческие коллективы от «балласта». В труппах есть актеры, которые годами не получают ролей, но уволить их невозможно. Проект закона разработало Министерство культуры РФ.
– Часто новый художественный руководитель вынужден искать дополнительных актеров и заключать с ними гражданско-правовые договора, потому что труппа переполнена, но никто из нее в его спектаклях не занят! – объяснила «Вечерней Москве» директор департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства Софья Апфельбаум. – Учредитель требует от режиссера постановок, а сам он от актеров ничего потребовать не может.
Закон называется «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников…».
Предполагается, что в каждом театре сформируют комиссию с художественным руководителем во главе, в нее войдут и представители профсоюза. Критерии (в самом общем виде) сформулируют, когда законопроект примут. Если актер откажется участвовать в конкурсе или провалится, с ним могут расторгнуть договор. «Экзамен» нужен лишь тем, кто заключил бессрочный трудовой договор более пяти лет назад. Может быть, от испытаний освободят народных артистов.
– Актерам не придется читать басни, как на прослушивании в театральном институте, – говорит Софья Михайловна. – Комиссия обсудит спектакли, разберется, почему тот или иной актер много лет не занят. Примут во внимание планы художественных руководителей: будет ли работа для конкретного актера в ближайшие пять лет.
По словам Софьи Апфельбаум, уже с 2010 года творческие деятели просили руководство страны хотя бы расширить практику срочных договоров. Но лишь после встречи с режиссерами 30 ноября 2011 года в театре «Ленком» Владимир Путин (тогда еще премьер-министр) дал Министерству «жесткое указание» разработать изменения в Трудовой кодекс. На той встрече вопрос о конкурсе поднял художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.
– Даже в нашем театре есть актеры, которые по 10 лет не выходят на сцену, получают нищенскую зарплату и подрабатывают в разных ТСЖ, – объяснил «Вечерней Москве» режиссер. – Но если завтра перевести всех на контракт, начнутся массовые инфаркты. Творческий конкурс – первый шаг в нужном направлении.
Впрочем, и в нынешнем виде новшество может вызвать панику в театрах. Конечно, без увольнений не обойдется, но Софья Апфельбаум уверена, что массовая безработица артистам не грозит.
– Это миф, будто на улице окажутся «старые, заслуженные актеры», – говорит Софья Михайловна. – Возраст – не помеха: недавно Театр Вахтангова выпустил несколько премьер, в которых все держится как раз на артистах старого поколения.
Если актер считает, что худрук его недооценивает, он может перейти в другой театр. Софья Апфельбаум напомнила, что до 1939 года актеры вообще не были «закреплены» за конкретными театрами. К тому же новость о грядущем конкурсе может заставить актеров (да и режиссеров) быть менее разборчивыми.
– Законопроект еще не принят, а в одном театре артисты уже начали просить директора: «Давайте я сыграю хотя бы в массовке!», – говорит Софья Апфельбаум. – До этого они могли годами отказываться: мол, я себя в этой роли не вижу…
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Капков, руководитель Департамента культуры Москвы:
Конкурс повысит тонус театральных коллективов. Но увеличится и количество скандалов, так как возникнут вопросы к критериям отбора. Нужно, чтобы условия были четко сформулированы и объявлены во всеуслышание. Конечно, театр – всегда зона конфликта, но не каждый конфликт полезен.
Владимир Мирзоев, режиссер:
Нельзя судить о таланте актера по тому, насколько активно он занят в этом сезоне. Это говорит лишь о том, насколько он подходит конкретному режиссеру. Бывает, что его принял на работу один режиссер, а другому он оказался неинтересен. Труппа – это сложный организм. Я считают, что нужно другое – раз в три года менять директоров и художественных руководителей театра, причем Департамент культуры должен предъявлять труппе 10 – 12 кандидатов на выбор.