Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Инженеры первыми могут увидеть далекие вселенные

Сюжет: 

Московский подрост’ОК
Общество
Инженеры первыми могут увидеть далекие вселенные
В лабораториях Наноцентра Бауманского университета студенты работают над получением новейших материалов и технологий. / Фото: Вечерняя Москва, Николай Демчук

Это универсальная и востребованная профессия: нет техники без инженера! Чтобы стать им, необходимо получить высшее техническое образование.

Этой специальностью овладевают студенты МГТУ им. Н. Э. Баумана, МАИ, МГСУ и многих других технических вузов. Накануне этого знаменательного дня мы пообщались с ректором Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана, профессором, доктором технических наук, а также инженером-механиком Анатолием Александровым.

- Чем может увлечь молодежь эта профессия?

- Инженерам вообще приходится очень непросто. На их плечи ложатся практически все проблемы человечества.

Только новые технологии, новые методы, новые знания, новые машины, новые идеи смогут избавить нашу страну и мир от тех проблем, с которыми мы сегодня сталкиваемся. Голод и болезни побеждают не речи политиков, а новые технологии и лекарства.

Поэтому от инженеров многое зависит. И инженерный труд, хотя он и непростой и требует самоотдачи и терпения, в последние годы выбирают для себя все больше молодых людей. Это очень позитивный момент. Люди начинают понимать, что быть юристом или экономистом — далеко не единственный путь. Сегодня инженером быть интересно. Задачи, которые стоят перед нами, выходят далеко за рамки одной науки. Именно инженеры имеют возможность первыми заглянуть в самые далекие уголки Вселенной и увидеть строение мельчайших частиц.

- Какие требования к молодому специалисту предъявляют предприятия?

- Выпускники технических вузов должны быть не просто специалистами в какой-то одной области. Как архитекторы, они должны уметь видеть и решать задачу в комплексе, оценивать риски, владеть навыками коммерциализации своих разработок, понимать в экономике, юриспруденции, социологии.

Не стоит даже говорить, что они должны владеть иностранными языками и уметь пользоваться последними пакетами программ. Сегодня без этого не обойтись. Работая над новой технологией, такие специалисты должны понимать, зачем и для кого они ее создают. Ребят, которые сегодня обладают хотя бы частью из перечисленных навыков, у нас в университете разбирают на третьем курсе.  

- Какие перспективы у выпускников-инженеров в отрасли машиностроения на сегодняшний день?

- Российская промышленность сегодня находится в стадии подъема, даже несмотря на финансово-промышленный кризис. Конечно, условия, которые предлагают наши предприятия, не всегда конкурентоспособны. Недавно наш выпускник задал вопрос: «Меня приглашает крупнейший авиастроительный концерн в мире, дает 80 тысяч рублей, соцпакет и обещает выплачивать проценты за ипотеку.

И зовет наш завод — на 15 тысяч рублей. Как быть?» Отъезд на Запад — это неплохо, люди получают там опыт, знания. Если мы создадим условия — специалисты вернутся.

К счастью, достаточно примеров, когда специалисты возвращаются. Многие предприятия и исследовательские центры в России сейчас оснащены не хуже своих западных коллег, а задачи могут быть куда более интересными. Поэтому люди уже не спешат покидать Россию, а многие, наоборот, возвращаются. Например, в наших научных лабораториях работают люди, больше 10 лет прожившие в Германии, Японии и США. Уникальный Курчатовский институт сейчас предлагает великолепные условия работы и большие возможности роста.

- Достаточно ли в России производственных площадей для освоения новых технологий?

- Площадей достаточно. Не всегда они хорошо оснащены. Для сложных проектов необходимы современное оборудование, станки, роботы. Сегодня наука не может пользоваться логарифмической линейкой. Уже давно ушло это время. И предприятия вынуждены переоснащаться.

- На какие специальности самый большой конкурс?

- Спросом пользуются направления, связанные с информационными технологиями, робототехникой, биомедицинской, космической техникой и нанотехнологиями. Самый большой конкурс в этом году был на специальность «компьютерная безопасность» — больше 22 человек на место.

«Информационные технологии» и «ядерная энергетика и теплофизика» — 20 человек на место.

- Появляются ли какие-либо новые специализации в профессии инженера?

- Безусловно, появляется, и немало. На стыке наук появляются новые направления, которые требуют владения знаниями в нескольких областях. Например, создание живых систем, новых материалов или сложных роботов невозможно в рамках одной науки.

- Существует ли у выпускников Бауманки разрыв между теоретической и практической подготовкой?

Еще в стенах Императорского ремесленного училища (изначально университет назывался именно так) зародился «русский метод обучения ремеслам». Это обучение через практику, когда знания используются сразу на деле.

Наши студенты со своими руководителями участвуют в процессе создания новой техники, исследования новых явлений. Например, вместе с Псковским электрозаводом наши студенты создали и запустили в серию уникальный сварочный аппарат для магистральных газопроводов, аналогов ему в мире нет. Разработали линейку магистральных насосов — раньше газовики пользовались импортными, очень дорогими. Объем наших исследовательских работ — около 6 миллиардов руб лей в год, больше, чем в любом другом университете страны. Кстати, в XIX веке первый президент знаменитого Массачусетского технологического университета в США, посетив наш вуз, заявил: только такой метод применим к обучению в технических вузах. И в США до сих пор его придерживаются. Мы этим гордимся. Но наших студентов отличает еще и то, что они умеют быстро обучаться.

Поэтому на любой работе быстро входят в ритм.

- Встречаются ли сейчас студенты, которые хотят в космонавты?

- На какой факультет МГТУ им. Баумана нужно поступить для этого? Конечно, встречаются, и их немало. Для ребят, которые хотят связать свою жизнь с космосом, у нас уже больше 20 лет работает молодежный космический центр. Его участники встречаются с космонавтами, бывают в ЦУПе, Звездном городке и на профильных предприятиях. Они потом идут работать или на РКК «Энергию», или в Центр подготовки космонавтов. Оттуда можно попасть в отряд космонавтов. Руководитель центра Сергей Крикалев уделяет большое внимание общению с нашими ребятами, и поэтому у них есть возможность вплотную приблизиться к осуществлению своей мечты.

В составе следующей космической экспедиции полетит наш Олег Артемьев, следом должен полететь еще один бауманец Андрей Бабкин. В отряде космонавтов Сергей Кудь-Сверчков и Денис Матвеев — совсем молодые ребята. Поэтому, если мечтаете покорять космос, ждем вас в МГТУ. Идеально подойдут факультеты «специальное машиностроение» и «ракетно-космическая техника».

- Как вы думаете, девочки идут в технические вузы учиться на инженеров по призванию или чтобы замуж выйти?

- Наши девушки с легкостью могут составить конкуренцию ребятам и по успеваемости, и по научным работам.

Больше половины именных стипендиатов президента и правительства — именно представительницы прекрасного пола. А так как бауманские девушки не только умные, но и очень красивые, в чем мы каждый год убеждаемся на нашем конкурсе красоты и очарования, то и с замужеством у них проблем никогда не возникает.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.