Святой великомученик Димитрий Солунский - второй апостол Павел
«БУДЕМ ИСКАТЬ СЕБЕ БОГАТСТВА НЕБЕСНОГО»
Давным-давно, когда современные Салоники назывались еще Солунью (шёл всего лишь третий век от Рождества Христова), жил в городе отрок по имени Димитрий. Отец и мать его были христианами, но, опасаясь гонений, не могли исповедовать Христа открыто, поcему прятались от властей. Димитрия они крестили в тайной домовой церкви и воспитали в христианской вере. Когда же он достиг совершеннолетия, по смерти отца, юношу призвал к себе император Максимиан Галерий, чтобы назначить на место умершего — проконсулом.
Суть же была следующая - оборона города от варваров и борьба с христианством. Волю свою император выразил однозначно: «Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого»...
Возвратившись домой, Димитрий восславил Господа. Вместо того, чтобы гнать христиан из города, он начал усердно проповедовать, искореняя идолопоклонство и языческие обычаи. Когда-то первую общину христиан основал в Салониках апостол Павел, позднее Метафраст (составитель жития великомученика Димитрия) назовет его «вторым апостолом Павлом», столь многих он обратил к вере Христовой...
Долго ли, коротко ли, а узнал император о таком безобразии. И, по возвращении из похода в Причерноморье, решил наказать обманщика. А для этого — провести свою армию через Салоники, где и остановился для отдыха и расправы. Димитрий же, зная о том заранее, сказал своему рабу Луппу: «Раздели богатство земное между ними (бедными) - будем искать себе богатства небесного». Так святой лишился состояния и, в ожидании конца, предался посту и молитве.
Представ перед императором, Димитрий смело исповедал себя христианином, обличил бесчестие языческого культа римлян, и тотчас оказался за решеткой, где, говорят, беседовал с ангелом. Максимилиан тем временем предавался созерцанию гладиаторских боев: германец по имени Лий — его любимец, одного за другим сбрасывал с помоста христиан на копья воинов. Противостоять ему решил благочестивый юноша по имени Нестор, который и пришел в темницу к Димитрию за благословением. После чего по молитвам праведника с великою силой победил германца, проделав с ним ровно то же самое — сбросив на копья.
ДИМИТРИЙ МИРОТОЧЕЦ
На рассвете 8 ноября 306 года, состоялась казнь - святого Димитрия пронзили копьями в его темнице. Лупп, верный раб, собрал в полотенце кровь мученика, снял с его пальца императорский перстень, также омочил в крови, и этими святынями стал, проповедуя, исцелять больных. За что вскоре сам принял мученический конец. Впоследствии, при раскопках базилики на месте погребения святого Димитрия, под престолом, обнаружили стеклянный сосуд с засохшей кровью. На Афоне, в Великой Лавре, есть мощевики с кровью, а в Ватопедском монастыре - с кровавой землёй, со смесью крови и мира хранятся в Британском музее.
Тело святого Димитрия было брошено на съедение диким зверям, но звери не тронули его. Солунские христиане тайно похоронили мученика. В IV веке, когда бразды государственного управления перешли к святому равноапостольному Константину, на могиле воздвигли церковь — базилику святого Димитрия. А сто лет спустя иллирийский вельможа Леонтий в память об исцелении от паралича построил здесь первую большую церковь, при строительстве которой были обретены мощи святого.
Их поместили в серебряный киворий на шестиугольном основании, внутри которого находилось серебряное ложе с изображением лика святого. Верующие могли заходить внутрь и молиться, возжигать свечи. Но в VII веке киворий при пожаре был утрачен, и мощи поместили в мраморную гробницу. Тогда и началось истечение от неё благовонного мира, благодаря чему святой великомученик получил имя Мироточивый (или Мироточец). Иоанн Анагност, описавший захват города турками, сообщает, что миро это ценили также и мусульмане, считавшие его лекарством от всех болезней. В XV веке базилику превратили в мечеть, но доступ христиан к святому месту был сохранен. Правда, мощей к тому времени здесь уже не было — они пропали...
Их обнаружены в 1520 году в аббатстве города Сан-Лоренцо-ин-Кампо и вернулись обратно в Салоники только в XX веке: в 1978 году - честную главу, а в 1980-м - остальное (кроме шести частиц, которые остались в Италии).
«С НИМИ И Я СПАСЕН БУДУ»
Святого Димитрий всегда защищал свои родные Салоники. Славяне-язычники, не однажды подступавшие к городским стенам, скоро сдавали назад, испуганные видом юноши, обходившего с дозором городские стены. Эта «коллективная галлюцинация» внушала воинам такой ужас, что осада раз за разом срывалась.
Когда Вещий Олег в 907 году разгромил греков под Константинополем, победу, как водится, приписали ему - святому Димитрию Солунскому. «Убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога» - сообщает летопись. Так мученик из Салоник оказался навсегда связан с нашей родиной. Многие поколения русских воинов верили, что находятся под его покровительством. Более того, в старинных русских былинах святой изображается славянином по происхождению. Практически во всех древних монастырях и церквях среди святынь есть и частица его мощей или мира от его гробницы.
Считается, что именно этот святой помог нашему воинству в борьбе с Мамаем, поэтому его часто изображают в доспехах с копьем или мечом в руке. На более поздних иконах святой Димитрий держит в руках свиток с текстом молитвы, с которой прежде обращался ко Христу: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей - с ними и я спасен буду, если погубишь - с ними и я погибну».
«НЕ ПОГУБИ ГРАД И ЛЮДЕЙ»
Церковное почитание великомученика Димитрия Солунского в русской Церкви началось сразу после крещения Руси. В XI веке сын Ярослава Мудрого великий князь Изяслав (во святом крещении Димитрий) основал в Киеве Димитриевский монастырь, известный впоследствии как Михайлов-Златоверхий. А век спустя великий князь Владимирский Всеволод Большое Гнездо (тоже Димитрий по крещению) «создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием» во Владимире. Димитриевский собор и доныне там, а чудотворная икона из иконостаса, написанная на доске от гроба великомученика, составила пару мозаичному изображению святого из киевского монастыря - в Третьяковке.
Своего старшего сына Александр Невский назвал в честь великомученика Димитрия, а младший сын, князь Даниил Московский, воздвиг во имя святого храм, ставший первым каменным храмом в Московском Кремле. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте построен Успенский собор, где был устроен придел в честь святого.
В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота и составлена панихида. В первый раз её совершал в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобный Сергий Радонежский, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского (тоже названного в честь великомученика). С тех пор это происходит ежегодно, с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби.
Молитва святому великомученику Димитрию Солунскому
Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя с дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, обитель сию и всякую страну христианскую. Исходатайствуй у Царя Царствующих на враги победу и одоление православным христианам, всей державе православной мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии; нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоутробное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь.