Информационные технологии меняют известные нам профессии
Мы побеседовали с ведущим аналитиком Российской ассоциации электронных коммуникаций Кареном Казаряном о том, какие профессии появятся в будущем и как меняется экономическая система под действием информационных и коммуникационных технологий.
— Карен, скажите, как изменился набор базовых профессий и чего хочет рынок?
— У рынка есть две составляющих. Во-первых, рынку нужны айтишники вообще, причем в количестве гораздо большем, чем они есть. Хорошо подготовленные айтишники, которые умеют системно мыслить, пользоваться современными программами очень нужны. А с другой стороны, все большему числу компаний, которые в чистом виде не являются айти, требуются люди с обширными междисциплинарными знаниями. Например, у Ростелекома есть интерес к инновациям в медицинской сфере. Для этого нужны биоинформатики, по медицинской технике специалисты, иногда по роботизированным и автоматизированным вещам для проведения операций, телемедики. Вообще, медицинское направление на стыке с айти — одно из перспективных и привлекающих инвестиции направлений.
Активно развивается новая урбанистика, появляются такие сферы, как Интернет вещей — это сенсоры, которые встраиваются в дорожное покрытие, знаки, светофоры, системы, которые управляют траффиком, следят за машинами, умеют перенаправлять потоки. Это тоже требует не только понимания, как это все работает, но и знаний городского хозяйства, принципов урбанистики, архитектуры, инженерных коммуникаций. В образовании такие технологии тоже нужны. За дватри последних года очень быстро начало развиваться удаленное образование. Начали появляться онлайн-университеты и курсы. Это начало, таких сфер будет все больше и больше. Если десять лет писали в резюме навык «работа за компьютером», то сейчас это уже специально не подчеркивается, считается само собой разумеющимся. Для большего числа профессий уже важно уметь читать программный код, потому что все большее количество работы автоматизируется.
— Но все равно у нас остаются такие базовые профессии, как слесарь, врач, фермер. Что будет с ними?
— Даже в тех профессиях, которые напрямую не связаны с айти, меняется базовый набор компетенций. На Западе, например, образование все больше отходит от стандартов к набору компетенций. Человек умеет делать какие-то вещи, иногда из этого набора навыков и умений получается уникальный специалист.
— Сейчас в России эти новые профессии уже нужны? Можно найти работу?
— Да, уже можно найти работу, но проблема в том, что пока что таких специалистов единицы. Например, есть один вуз в столице, который готовит специалистов по биоинформатике. В год он выпускает с десяток специалистов. Там сумасшедший конкурс. Всех выпускников сразу расхватывают. Но пока что спрос на них не будет исчисляться тысячами, речь идет о десятках-сотнях специалистов, что все равно очень важно для нашей экономики.
— Готовы ли наши университеты к вызовам нового времени?
— Мое мнение, что сейчас система образования пока к этому не готова. Те единичные вузы, которые ставят перед собой такую задачу по подготовке кадров, все равно им нужно много времени, чтобы перестроиться. Немаловажно, что наши стандарты образования пока не позволяют сделать это быстро.
— Как это можно решить?
— У нас достаточно много об этом говорил министр образования Ливанов, что нужно переходить к западной системе кредитов, когда студент может сам выбирать себе предметы. Я думаю, что это уже стало бы большой подвижкой. Также как-то нужно пересмотреть систему дипломов. Потому что заданные там специальности — уже не соответствует сегодняшнему дню.
— В Европе люди учатся порой по десять лет. Как вы считаете, в будущем срок обучения увеличится или сократится?
— Я думаю, что значительное число профессий может быть покрыто за четыре, максимум шесть лет. Понятно, что человек, который хочет всегда оставаться специалистом, будет учиться всегда. С развитием онлайн-образования ему это делать будет легче. Учиться десять лет, наверное, нужно будет тем, кто занимается наукой. Многие навыки могут быть заменены онлайн-системами. Базовым программистам длительное образование и не нужно, чтобы работать по специальности.
Пора создать искусственный интеллект
На протяжении столетий людей будоражили фантастические идеи. Когда-то Леонардо да Винчи придумал летательный аппарат. Много позже появились профессиональные летчики, чтобы этим аппаратом управлять. Конечно, мы с вами не представляем какие профессии появятся в далеком будущем и станут востребованы. Но лет на 5–7 вперед загадать можно.
Российская венчурная компания, Российская ассоциация электронных коммуникаций и рекрутинговое агентство PRUFFI провели исследование «Кадры в IT и инновациях.
Профессии будущего». Они опросили 500 студентов из ВШЭ, МФТИ, МИФИ, МГУ, СПБГУ, БГТУ, «Станкина» и других вузов. Большинство опрошенных сошлись во мнении, что для студентов в ближайшие несколько лет наиболее привлекательными станут: компьютерная лингвистика и искусственный интеллект, робототехника, 3D-печать и решения в области дополненной реальности, облачные технологии, IT в образовании, умные города, биоинформатика и IT в медицине, информатика в статистике. Самым популярным у студентов оказалось направление компьютерной лингвистики. Это направление в области компьютерного моделирования интеллектуальных процессов у человек и животных. Все это можно использовать при создании систем искусственного интеллекта.
Эксперты говорят, что новая волна технологий приведет к тому, что IT преобразует более традиционные секторы экономики.