Режиссер Филип Гренинг: В Москве самый волшебный свет для кино
- Филипп, какой вам видится Москва сегодня?
- Я третий раз в Москве, и каждый раз вижу вашу столицу изменившейся. Сегодня Москва - богатый город. Роскошные улицы – тротуары, здания, и люди одеты очень хорошо. Не знаю – как в Москве живут горожане с низким уровнем дохода, наверное, сложно, но город очень красивый, респектабельный, чистый, нарядный. Когда я летел в Москву из Берлина, меня поразил бортовой журнал на русском языке, с огромной статьей о творчестве Андрея Тарковского. В Европе очень мало изданий, где так подробно пишут о серьезном кино. Культура России находится на высоком уровне, и это известно всему миру.
- На пресс-конференции Московского кинофестиваля вы сказали о своем намерении посетить Ростов, Суздаль, только вот цель поездок не раскрыли?
- Я собираю материал для нового фильма о живописи, о художниках, и поеду в Ростов, и по Золотому кольцу России, чтобы увидеть древние иконы. С иконописи хочу начать картину. Иконопись мира немыслима без древней русской иконописи. И я хочу посмотреть места съемок фильма Тарковского «Андрей Рублев». Когда я увидел фильм Тарковского «Зеркало», понял, что кинематограф – это искусство, и решил им заниматься, хотя до этого учился на медицинском факультете и думал лечить людей.
- Ваш документальный фильм «Великое безмолвие» получил много призов, наверняка, фильм о живописи будет тоже документальный?
- Да. Это фильм-исследование. Меня интересует вопрос – как сознание преображается в искусстве. Только люди способны рисовать.
- Кто ваши любимые художники?
- Иконописцы. Люблю абстракционистов, в частности, Джексона Поллака. Когда смотришь на картины Поллака, чувствует невероятную энергию, но не понимаешь – как рождается эта энергия, какая это энергия?
- В вашем новом фильме «Моего брата зовут Роберт и он идиот» много философии и цитат конкретных философов. Вы с пессимизмом смотрите на будущее мира?
- Напротив, я – большой оптимист, и уверен, что наш мир – прекрасен, и скоро наступит рай на земле. 400 лет назад 90 процентов людей были рабами, и не могли решать свою судьбу. Но человечество так быстро учится, и у нас стало много личной свободы. Да, есть серьезные проблемы, в частности, загрязнение окружающей среды, но люди придумывают способы – как защитить мир. Несколько лет назад в Китае был ужасный воздух – нечем было дышать, а недавно я был в Китае и обнаружил, что воздух стал чище. Китайцы стали кататься на электрических мотоциклах, и воздух улучшился. В Москве пока тяжелый воздух, но есть другие достоинства.
- Что вас восхищает в Москве?
- Свет. Такого волшебного света, как в Москве, больше нет нигде в мире. Москва – город света. Небо меняется несколько раз, и такие световые сочетания, излучения, - невероятно красивые. Из-за света я хочу снять в Москве фильм. Я бы снимал только световые изменения в Москве. Люди меня тоже привлекают, но я пока мало их знаю. Для меня Москва – калейдоскоп времен, эпох. В вашем городе сочетание разных стилей, веков, культур.
- Москва не кажется вам слишком суетливым городом? Как после фильма «Великое безмолвие» вы относитесь к словам (в вашем фильме нет ни одного слова)?
- Чувствуется, что в Москве люди очень заняты, и спешат сделать все дела, но особой суеты, паники в этом нет. Что касается слов, то без них не обойтись. Если бы люди молчали, и не было бы слов, то в мире было бы больше конфликтов.
- Если бы вы снимали фильм об известном человеке, то выбрали бы его по любви, или по значению для мира?
- Я выбрал бы интересную личность, чтобы больше о ней узнать. Фильм «Моего брата зовут Роберт и он идиот» я стал снимать, чтобы лучше изучить философию и почитать философов.
- Как вы относитесь к философам-мистикам?
- Я не очень хорошо отношусь к мистике. Хотя в моей жизни были моменты, когда я начинал верить в ангела-хранителя (несколько раз я был на пороге смерти, и у меня были серьезные аварии), но я полагаю, что человечество очень много перекладывает ответственность с себя на богов, духов, ангелов. Люди должны научиться отвечать за свои действия, поступки. Сегодня каждому нужно больше брать ответственность на себя.
- Русские люди видятся вам с повышенным чувством ответственности или иначе?
- Русские - очень ответственные люди. Вы в ответе за весь мир, и это негромкие слова. Но при этом у вас нет чувства того, что вы управляете своей страной и своей судьбой. У русского человека больше развито чувство, что он отвечает за судьбу мира, чем за свою судьбу и за свою страну. Русские считают, что все решают политики.
- Как вы относитесь к учению Маркса?
- Маркс был прав. Ошибка в том, что его возвели на пьедестал, сделав из его трудов религию. Если изучать Маркса серьезно, без обожествления, то его инструменты способны сделать мир более справедливым. Если использовать инструменты Маркса применительно к современности, то можно добиться более справедливого мира.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ