В ритме Аргентины: 3 знаменитых танго Астора Пьяццоллы
В Аргентине танго – больше чем танец, это скорее религия. В Буэнос-Айресе в начале 1940-х годов танго достигло пика своей популярности. Здесь его танцевали всегда, но в других странах были времена, когда о танце страсти попросту забывали. И Астор Пьяццолла сделал многое, чтобы эта ситуация изменилась.
Родился будущий музыкант в Аргентине, но детство и юность провёл в Нью-Йорке, где жил с родителями до 1937 года. В восемь лет отец отвёл его учиться игре на бандонеоне (национальный аргентинский инструмент, похожий на аккордеон, с особым колоритом звучания). К этому моменту мальчик уже осваивал фортепиано. Его первым учителем стал сосед-пианист, венгр по национальности и страстный любитель Баха, с которым он и познакомил Астора.
В 1937 году 16-летний Пьяццолла вернулся в Аргентину и навсегда влюбился в танго. В 1939 году музыкант переехал в Буэнос-Айрес в надежде играть в одном из знаменитых orquestas tipicas, исполнявших традиционное танго. Вскоре упорного музыканта приняли в прославленный танго-оркестр Анибалла Троило. Пьяццолла стал авторитетным исполнителем, но в его душе звучала уже совсем другая музыка. Уже тогда в его работе начали появляются черты, присущие позднему творчеству мастера: оригинальная трактовка партий отдельных инструментов, тонкие и точные ритмические модуляции, виртуозно звучащий бандонеон.
На танцевальном фестивале, который проходил на сцене футбольного клуба "Бока Хуниорс", оркестр под руководством Троило заиграл созданную Пьяццоллой аранжировку классической композиции "Inspiracion" и зал раскололся на две части. Танцевать перестали все. Но одни покинули зал, а другие - подошли ближе к сцене, чтобы послушать необычную музыку. Троило попытался остановить Астора в художественных поисках, посчитав, что музыкант, безусловно, талантлив, но зашёл в экспериментах слишком далеко, а Пьяццолла предпочёл просто покинуть оркестр, создав собственный.
"Танго, как и джаз, должно меняться. Я чувствовал необходимость новых ритмов, мелодий и аранжировок", - говорил музыкант. Он мечтал создать Танго, которое могло бы звучать и в концертном зале. "Мне всегда казалось, - говорил композитор, - что Танго создано более для уха, чем для ног. Моя музыка, как и музыка, вообще, не требует объяснений. Вы либо чувствуете её, либо нет". В 1950-е композитор создал своё Tango Nuevo - "Новое Танго", главными составляющими которого стали рефлексия, размышление и философия. В нем звучит бандонеон, а в плач скрипок вплетаются удары по корпусам или струнам инструментов.
В 1954 году Пьяццолла выиграл стипендию на обучение композиции в Париже у Нади Буланже - одного из крупнейших авторитетов в области высокого искусства, после чего уверовал еще больше: танго - миссия, назначенная ему судьбой. Оставшиеся 50 лет жизни Пьяццола отдал Nuevo Tango. За эти годы композитор добавил в танго джазовые гармонии и классическую полифоничность, и осуществил свою мечту: новое танго превратилось в серьёзную музыку, став взрывной смесью из классики, современной концертной музыки и джаза. Новатора приняли не все: приверженцы старого классического танго не просто бойкотировали Пьяццоллу, но и даже врывались на радиостанцию, где композитор давал интервью, и приставляли к его виску пистолет. "Я забрал у них старое Танго, - говорил Пьяццола, - и они ненавидят меня за это". Доставалось и музыкантом его оркестра. "В Аргентине можно сменить сотню президентов, поменять одну религию на другую, но танго - вещь неприкосновенная", - философски вздыхал Пьяццолла.
Всего Пьяццолла написал около 750 произведений, включая концерты, песни, музыку к спектаклям и кинофильмам, оперу и многое другое. Но всё его музыкальное наследие строится вокруг танго. В 1985 году Пьяццолле присвоили звание почетного гражданина Буэнос-Айреса, окончательно признав его и придуманное им Новое Танго. В 1992 году музыкант умер от сердечного приступа. За пять лет до смерти он написал: "Теперь, когда моя жизнь изменилась и, кажется, в Аргентине ко мне относятся хорошо, аргентинцы говорят: Астор Пьяццолла знаменит, но не популярен". Впрочем, это совершенно не расстраивало маэстро. Он слишком не любил популярность.
"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию три самых известных произведения выдающегося музыканта.
1. Либертанго (Libertango) было записано и издано в 1974 году в Милане. Название получилось от слияния слов "Свобода" (Libertad - исп.) и "Танго" (символизирует переход Пьяццоллы от классического танго в Танго Нуэво). По данным сайта All Music Guide, запись была издана более чем в 50 релизах. В 2002 году свою версию композиции представил австралийско-британскийструнный квартет Bond на своём втором альбоме "Shine". Известная норвежская исполнительница классической музыки Tine Thing Helseth сыграла это танго на трубе. Исполнили либертанго гитарист Эл Ди Меола (на альбоме "The Grande Passion", 2000), а также всемирно известный виолончелист Йо-Йо Ма (на альбоме "Soul of the Tango: The Music of Astor Piazzolla". Либертанго звучит в фильме "Неистовый" Романа Полански и в "Уроке Танго" Салли Поттер. Очень любят либертанго фигуристы: в числе тех, кто катался под эту композицию - двукратные Олимпийские чемпионы в танцах на льду Оксана Грищук и Евгений Платов, олимпийские чемпионы Татьяна Навка и Роман Костомаров, олимпийская чемпионка Шизука Аракава, чемпионка России Ксения Макарова.
2. Танго Oblivion ("Забвение" - собирательный термин, означающий одну из плоскостей бытия) было написано в качестве одного из саундтреков к фильму Марко Беллоккьо "Генрих IV". Сегодня этот фильм уже мало кто помнит, а в феврале 1993 года Астора Пьяццоллу номинировали на Grammy в категории "Лучшая инструментальная композиция". Правда, о номинации маэстро так и не узнал. Композиция популярна до сих пор. Кстати, именно под эту музыку каталась в показательных выступлениях в Сочи Олимпийская чемпионка в женском одиночном катании Аделина Сотникова.
3. "Большое танго". Это танго известно тем, что его исполнил Мстислав Ростропович в Новом Орлеане в 1990 году. "Большое танго" маэстро сыграл и четыре года спустя, на концерте памяти Пьяццоллы.