Главное
Истории
Рождество

Рождество

Святки

Святки

Достоевский

Достоевский

Традиции на НГ

Традиции на НГ

Объятия

Объятия

Любовные романы

Любовные романы

Как правильно загадывать желание

Как правильно загадывать желание

Мандарины

Мандарины

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Мастер из советского «Антимира»

Общество
Мастер из советского «Антимира»
Пик популярности Андрея Вознесенского (12 мая 1933 – 1 июня 2010) пришелся на вторую половину шестидесятых годов прошлого века. Его книгами  – «Антимиры», «Треугольная груша», «Ахиллесово сердце», поэмой «Мастера» - зачитывалась образованная молодежь времен «поздней оттепели», когда еще сохранялись призрачные надежды на модернизацию советской общественной системы.

Андрей Вознесенский стал олицетворением прорыва молодого поколения в новую творческую и гражданскую реальность, невозможный советский «антимир». Магическое воздействие его поэзии на читателя достигалось непривычным синтезом новаторской формы и общечеловеческого (вместо надоевшего классового) содержания. В своих стихах Вознесенский был чувственным и социальным абстракционистом. Не всегда, правда, оригинальным. Он не стеснялся использовать поэтические приемы Маяковского, Северянина, Клюева.

Манифестом Вознесенского стала строчка: «Все прогрессы реакционны если рушится человек». Его ранняя поэзия и была попыткой удержаться на предельной  до необратимого – гражданского и нравственного – разрушения точке. Болезненное, местами инфантильное стремление к свободе, достоинству и справедливости поверх «царюющего зла» было  близко и понятно его молодым современникам. Популярность Вознесенского вполне можно сравнить с популярностью в США Джерома Сэлинджера – автора единственного и неповторимого романа «Над пропастью во ржи».

На судьбу Вознесенского как художника не могли не повлиять два (разного уровня) травмирующих события. Хамский и глупый наезд Хрущева, предложившего поэту убираться из СССР. И – смерть студентки, замерзшей во время лыжного похода под городом Мончегорском. Умирая, она несколько часов по памяти читала стихи Вознесенского. Они стали для нее последним утешением, в них как будто вместилась вся ее юная жизнь. Спасенные участники похода рассказали об этом поэту. Он посвятил девушке поэму «Лед-69», где попытался осмыслить трагическое сплетение поэзии и смерти, возвышение (его!) художественного слова почти до уровня религиозной мистики.

Не все современники понимали Вознесенского. Твардовский считал, что у него (применительно к рифме) «жестяные уши». Многих возмущали стилистические изыски Вознесенского, типа: «Чайка – плавки Бога», тяжеловесные строчки: «Шорты белые внатяжку на телах как шоколад, как литые унитазы в темном воздухе парят». Поклонники раннего бескомпромиссного Вознесенского, требовавшего «убрать Ленина с денег» без восторга встретили его поэму о том же Ленине «Лонжюмо», ряд других конформистских сочинений. Не все одобрили  и его увлечение эстрадой. Слова песен «Миллионы алых роз», «Барабан», «Мой дельтаплан» казались ценителям высокой поэзии  пошлыми и безвкусными.

Но, думается, они не правы. Вознесенского можно обвинять в чем угодно,  только не в непрофессионализме. Его песни, особенно из мюзикла «Юнона» и «Авось», слушают и сегодня.

У Вознесенского практически нет пустых, проходных стихотворений. Да, не все из них отмечены искренним переживанием и глубоким смыслом. Иногда поэт замещал вдохновение причудливой игрой слов, сочетанием несочетаемого в духе футуристов Алексея Крученых и Семена Кирсанова. На смерть последнего Вознесенский откликнулся удивительно точно рисующими образ Кирсанова (белоснежно-седого, похожего на невесомое птичье перо старика) строчками: «Прощайте, Семен Исаакович. Фьюить. Уже ни стихом, ни сагою оттуда не воротить».

Вознесенский, безусловно, один из виднейших русских поэтов второй половины двадцатого века. В его произведениях «заархивированы» несбывшиеся надежды поколения шестидесятников. Своими стилистическими экспериментами он существенно расширил пространство поэтического «поля», засадил его новыми, непривычными для  русской почвы растениями. А еще в лучших его стихах живет стремительная легкость, то самое пронзительное и горестное «фьюить», без которого невозможна настоящая поэзия.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.