Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Метаморфозы с «Му-Му» на сцене театра Наций

Развлечения
Метаморфозы с «Му-Му» на сцене театра Наций
В спектакле есть девочка Маша (актриса Мария Смольникова), которую почему-то называют Му-Му и которая главным образом сидит на сцене, по-собачьи сложа ручки и периодически издавая характерные собачьи звуки / Фото: Георгий Безбородов
10 мая в Государственном театре Наций состоялась премьера - "Му-Му" в постановке Дмитрия Крымова. К 200-летия Ивана Сергеевича Тургенева один из самых интересных режиссеров современности (сын выдающегося режиссера Анатолия Эфроса, один из руководителей театра Школа Драматического Искусства) Крымов поставил убийственно-печальный рассказ о насильственной смерти собачки и горемычном крепостном Герасиме в жанре "комедии дель арте", в которой есть актеры, маски, символы, ассоциации и обязательный элемент хулиганства и отсутствия канонов.

В комедии дель арте есть только один закон - чтобы народ, то есть зритель, не скучал и не покидал площадку. На премьере в театре Наций все до единого смотрели на действо с неприкрытым интересном, оставаясь до конца. Время от времени к залу обращались с вопросами, правда, риторическими: "Вы же все понимаете, что происходит?". При этом всячески уводили от традиционного представления о Тургеневе и его прозе. Чтобы совсем не забронзовел Иван Сергеевич. А то ведь до чего дело дошло - даже у собачки Му-Му несколько памятников по миру (один даже во Франции), и об этом не без доли юмора (жанр - комедия) говорится в спектакле Крымова.

Ни один кинорежиссер мира не выбрал бы Алексея Верткова на роль Ивана Тургенева (кинематограф в постановке тоже фигурирует как альтернатива театру, причем кинематограф в лице Анджея Вайды). Вне всякого сомнения, ведущий актер Студии театрального Искусства Вертков - мастер, но ни одного внешнего сходства с классиком. Не будем описывать легендарную красоту Ивана Сергеевича, его высокий рост, стать и благородную бороду с сединой, чтобы сравнить со скромной, ничем не приметной внешностью Алексея Верткова, но театр не кино, которое добивается правдоподобия, а царство фантазии, юмора, импровизации, путешествия во времени.

Крымов в своей постановке совершает такие кульбиты с Тургеневым и с его героями, что зритель забывает - какой сегодня век, год и день. Спектакль называется "Му-Му", и собачка, ставшая жертвой жестокой барыни, что называется, "виртуально" проходит через всю постановку. Но есть еще девочка Маша (актриса Мария Смольникова), которую почему-то называют Му-Му, и которая главным образом сидит на сцене, по-собачьи сложа ручки и периодически издавая характерные собачьи звуки. По некой философии, несчастная Му-Му через 200 лет могла перевоплотиться в очаровательную девочку - племянницу театрального режиссера (его также играет Алексей Вертков и, судя по намекам, он и есть Дмитрий Крымов). Му-му все время задает "дурацкие" вопросы и путается под ногами. Собака считается умным животным, лучше других понимающим человека, но все же она - не человек.

Метаморфозы с «Му-Му» на сцене театра Наций Герасиму суждено сыграть роль того самого оружия, которое должно выстрелить и убить. Именно оружия, а не убийцы / Фото: Георгий Безбородов

Девочка Му-Му в спектакле Крымова намного умнее и лучше Шарикова из пьесы Булгакова "Собачье сердце": все-таки ее не опытным путем превратили в человека, а прошло 200 лет цивилизации. Давно нет крепостного права, рабства, хотя многие люди по-прежнему безропотно выполняют приказы своих начальников и "топят", пусть не животных, но своих же коллег или конкурентов. Человек человеку - волк, и так было при Тургеневе, и осталось по сей день. Поэтому режиссер в качестве аллегории вывел на сцену не только собак разных пород, но и волка. Девочка Му-Му - или Маша - тоже живет среди волчьей стаи - за кулисами современного театра. Точнее, это даже не стая, а табор, где каждый вроде бы и участник процесса - создания спектакля, а в то же время - свободный художник с завышенными амбициями. А ведь так в театре часто бывает - все гении, и даже рабочие сцены, и режиссеру приходится находить подход к каждому члену команды, что он изо всех сил и пытается делать в приглашенном театре.

«А где же Герасим?» - спросит любопытный зритель. В левом углу сцены сидит и что-то делает. Герасим появляется самым первым и остается до конца. Ему суждено сыграть роль того самого оружия, которое должно выстрелить и убить. Именно оружия, а не убийцы. И он невольно исполнит свою роль, как ее в произведении Тургенева исполнил крепостной немой мужик. Только если у Тургенева Герасим выполнял приказ хозяйки, причем самым странным образом (почему бы ему не уйти вместе с Му-Му, ведь все равно он ушел, а точнее, сбежал, и об этом группа "Несчастный случай" поет песню "За что Гераcим утопил Му-Му?"), то в спектакле происходит то, что, увы, нередко случается в нашей современной жизни - "ЧП". Мы же все живем в ожидании самого страшного, и оно происходит по некому Закону.

Метаморфозы с «Му-Му» на сцене театра Наций Девочка Му-Му - или Маша - тоже живет среди волчьей стаи - за кулисами современного театра. Точнее, это даже не стая, а табор, где каждый вроде бы и участник процесса - создания спектакля, а в то же время - свободный художник с завышенными амбициями / Фото: Георгий Безбородов

Нетрудно догадаться, что жертвой становится опять-таки "Му-Му". Теперь уже девочка Му-Му. Ну, не вписалась она в современную реальность. Хотя у нее есть и айпад, и дядя - режиссер, и она - москвичка (вспомним, что действие "Му-Му" происходит как в Москве, так и в деревне), и все-таки она - везде лишняя, всем чужая, неловкая, нелепая и неудобная. Поскольку Крымов взялся поставить все-таки комедию, то жалеть Му-Му так, как мы жалеем собачку в произведении Тургенева, не приходится. Уж очень она условна - девочка Му-Му - виртуальна, и больше - маска, чем человек. Она - как Буратино из сказки Алексея Толстого: мальчик-бревно. Или как Артемон из той же сказки - вроде пес, а вроде мальчик. В спектакле есть параллели с теорией Дарвина, которая была очень популярна во времена Тургенева и которую хорошо знал герой его романа Базаров. "Человек происходит от обезьяны", а значит, не так сильно мы отличаемся от четвероногих братьев.

Спектакль Крымова "Му-Му", несмотря на свою легкость, наполнен философией, историей и, конечно, литературой. Но в данном случае все серьезное, научное, - не на поверхности, а между строк.

Нельзя не сказать о замечательных актерских работах Алексея Верткова, Марии Смольниковой, Алины Ходжевановой, словом, всех. Впрочем, в комедии дель арте очень важен актерский ансамбль, и в спектакле Крымова он есть.

Метаморфозы с «Му-Му» на сцене театра Наций Герасиму суждено сыграть роль того самого оружия, которое должно выстрелить и убить. Именно оружия, а не убийцы / Фото: Георгий Безбородов

Некоторые найдут эту постановку несколько странной. Но для придирчивых и очень рассудительных Крымов приготовил много приятных сюрпризов, в частности, невероятной красоты декорации неба, грома и настоящий костер. Спектакль - зрелищный, забавный, но при этом не без философии, включая учение Маркса и Энгельса "Теория классов". Ну, и театр - это тоже не балаган, а целая наука, с элементами которой знакомит зрителя Дмитрий Крымов.

КСТАТИ

Обращение театра к классическим произведениям о собаках - не редкость. Юлия Пересильд недавно поставила в Пермском театре спектакль "Каштанка" по Чехову и сама сыграла Каштанку.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дмитрий Крымов, режиссер:

- У меня спрашивают: у вас актер Леша Вертков играет Тургенева, который пишет "Записки охотника", а к нему приходит настоящая Полина Виардо. Приходит из XIX века и говорит по-французски. А он ведь просто Леша Вертков! Но это ведь всегда так: возьмешься сыграть какого-то реального персонажа, например, Цезаря - придет реальный Брут и воткнет в тебя меч. Или как в комедии дель арте: играешь-играешь Арлекина, а потом решишься снять маску, а она, оказывается, приросла. Наша героиня - Му-Му. Она вроде бы ребенок, но сложный ребенок. Впрочем, она даже не Му-Му - ее зовут Маша. Она случайно оказалась в театре, где ее дядя - режиссер ставит спектакль по Тургеневу. Так что зритель, если он не читал "Му-Му" и не знает, почему утопили собаку, может спросить: "А где же Му-Му-то?".

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.