На теплоходе музыка играет
В предвкушении этой водной феерии неудержимо тянет на борт какого-нибудь круизного лайнера. Помахать рукой провожающим – и плыть, плыть… Лучше – далеко-далеко, до самых Соловецких островов или, скажем, до Астрахани.
Популярность речных круизов продолжает расти. В этом году на дороги Московского речного бассейна выйдут порядка сотни теплоходов, которые должны побить рекорд навигации-2017, когда в круизах побывали 350 тысяч туристов. Казалось бы, это свидетельствует об отсутствии серьезных проблем в отрасли. Но взгляните на ценник!
В сезон турист платит 5-6 тысяч рублей в день. Это выше, чем стоимость койки на теплоходе, плывущем по Рейну или Дунаю. Беда в том, что большую часть нашего круизного флота по-хорошему пора сдать на металлолом. За целых двадцать лет – с 1991 по 2011 годы – в стране не было построено ни одного круизного судна. Тем, которые ходят по российским рекам сейчас, по 45-50 лет, по международным стандартам это предельный срок эксплуатации.
Нет уже даже верфей, где их построили. Чтобы поддерживать этих ветеранов на плаву и обеспечивать безопасность пассажиров, требуются серьезные расходы, которые в конечном счете ложатся на потребителя. Таково состояние круизного флота крупнейших компаний, поэтому нет и серьезной конкуренции, и необходимости снижать цены. А в ближайшие годы судов станет еще меньше – самые старые все же придется отправить под нож…
Обнадеживает лишь то, что на заводе в Нариманове (Астраханская область) по заказу столичных речников строится суперсовременный 140-метровый круизный лайнер на 310 пассажиров класса «река-море». Летом он будет курсировать по маршруту «Москва – Санкт-Петербург», а зимой катать туристов по Красному морю. На воду его спустят к следующей навигации, и москвичи вроде бы готовы заказать еще пять таких красавцев.
Мешает развитию круизной отрасли и обмеление рек практически по всей России, в том числе Волги, входящей в большинство маршрутов из Москвы. Еще проблема - изношенность речной инфраструктуры, которой занялись лишь в последние годы. Минувшей осенью в Белоомуте построили новый шлюз взамен старого, которому уже больше ста лет. Но вот незадача - месяц назад его прорвало, что может помешать проведению круизов по Оке. Традиционно много вопросов и к качеству экскурсионных программ в городах, куда на несколько часов причаливают лайнеры с туристами.
…И все же так хочется погожим летним деньком приехать на Северный речной вокзал – настоящую Мекку речного туризма страны (кстати, московские власти обещают в ближайшее время капитальную реконструкцию этого архитектурного памятника). И отправиться хотя бы в Тверь, Углич или Константиново – это самые короткие маршруты нынешнего лета. Вдыхать полной грудью свежий речной ветер, смотреть, как отражаются в светлых водах леса и города, мимо которых медленно проплывает корабль, а ночью разглядывать звезды – с палубы они почему-то всегда кажутся ближе и ярче.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции