Женский гимн от Боба Марли
Детство Роберта Неста Марли прошло в деревне Найн-Майлс. С юных лет Боб, росший без отца, мечтал перебраться в Кингстон, считая, что этот город открывает большие возможности. На деле далеко не все провинциалы получали работу и оседали в трущобах на западе города – особо дурной славой пользовался Тренчтаун, где поселились Марли и его мать. В 1951 году одно из главных прибежищ для растафарианских коммун было разрушено ураганом "Чарли", но восстановлено в кратчайшие сроки. К середине декады район состоял из маленьких бетонных домов и общей кухни, а также целой горы проблем – от уличных банд до полного отсутствия канализации, которую заменял открытый сточный ров.
В конце 1950-х Марли, увлечённый музыкой ска и рокстеди, познакомился с Невиллом "Банни" Ливингстоном, с которым начал делать свои первые шаги в написании песен. Пара быстро завоевала признание у публики, исполняя номера, заимствованные из эфира американского радио (в то время по нему крутили синглы таких артистов, как Рэй Чарльз и Фэтс Домино). Вскоре Боб встретил начинающего исполнителя Питера Тоша и известного ямайского музыканта Джо Хиггса, дававшего Марли и Ливингстону бесплатные уроки вокала. В 1962 году Боб выступил на прослушивании перед местным антрепренером Лесли Конгом и тот предложил ему записать несколько песен. Первая из них, "Judge Not" ("Не осуждай"), стала популярным синглом в Кингстоне и певец решил создать группу The Wailing Wailers, в которую пригласил Ливингстона и Тоша. В 1963 году состав коллектива был расширен, а из названия ушло слово "Wailing".
Первый же сингл команды, "Simmer Down", возглавил хит-парад Ямайки и разошёлся тиражом более 80 тысяч экземпляров. После того, как группу покинули Бани и Питер, им на смену пришло женское вокальное трио I-THREE, в которое вошла жена Марли Рита. Ей он посвятил одну из своих самых известных песен - "No, woman, no cry" ("Нет, женщина, не плачь").
[OBJ Bob Marley & The Wailers - No, woman, no cry (выступление на Amandla Festival в Бостоне, 1979 год)]
Впервые композиция была выпущена в 1974 году на альбоме Bob Marley & The Wailers "Natty Dread", однако большую известность приобрела концертная версия с альбома "Live!" (1975) (девять лет спустя она вышла на посмертном сборнике Марли "Legend"). Авторские права Боб отдал своему другу Винсенту Форду, содержавшему бесплатную столовую для нуждающихся в Тренчтауне. В списке 500 величайших песен всех времён, составленном в 2003 году журналом Rolling Stone, "No, woman, no cry" попала на 37-е место.
Я помню, как мы частенько сидели
Во дворе дома правительства в Тренчтауне,
Наблюдая за ханжами,
Как они смешивались с хорошими людьми, которых мы знали.
У нас есть хорошие друзья, но некоторых из них мы потеряли
По дороге сюда.
И в этом великом будущем ты не сможешь забыть своего прошлого,
Поэтому вытри слёзы, я тебе говорю.
Нет, женщина, не плачь,
И больше никогда, дорогая, не роняй слёзы,
Нет, женщина, не плачь...
Я помню, как мы частенько сидели
Во дворе дома правительства в Тренчтауне,
А затем Джорджи разжигал костёр,
В котором из ночи в ночь горело кампешевое дерево.
Затем мы готовили кашу из кукурузной муки,
Которой я поделюсь с тобой.
Мои ступни – мое единственное средство передвижения,
Поэтому я должен спешить вперёд.
Но пока меня не будет, я хочу, чтобы ты знала:
Всё будет хорошо!
Поэтому, женщина, не плачь,
Нет-нет, женщина, не плачь,
Женщина, сестрёнка, не роняй слезы,
Нет, женщина, не плачь...
Стоит только почитать этот текст и становится понятно, что на тот момент Рита и Боб обрели свой рай в шалаше и, несмотря на все тяготы жизни в трущобах, верят, что "всё будет хорошо". Сегодня Рита является бабушкой 38 внуков, руководит фондами Боба Марли на Ямайке и в Африке и время от времени ездит в музыкальные туры. Память о своём прошлом она сохранила в книге, получившей название "Нет, женщина, не плачь. Моя жизнь с Бобом Марли".
Среди некоторых критиков ходит мнение, что Марли хотел поддержать этой песней заболевшую мать, но связано это с тем, что "No, woman, no cry" стала настоящим гимном сильных женщин, трудящихся в поте лица, чтобы содержать свои семьи. «Гимновость» композиции подтвердили артисты самых разных жанров, по сей день включающие её в свой репертуар. Вспомним самые известные из них.
Неподражаемая Нина Симон записала свою версию композиции в июле 1990 года на 24-м джазовом фестивале в Монтрё, а в 2008 году она была издана на расширенной версии её последнего альбома "A Single Woman" (1993).
[OBJ Nina Simone - No, woman, no cry]
Культовый бразильский автор-исполнитель, лауреат премий Grammy и обладатель почётного звания "Артист Мира" Жилберту Жил, прославившийся своим удивительным коктейлем из психоделии, фолк-рока, самбы, сальсы и босса-новы, на рубеже 1980-х пережил увлечение регги и записал несколько песен Боба Марли на смеси английского и португальского.
[OBJ Gilberto Gil - Nao Chore Mais]
Лучезарный Джо Дассен исполнил одну из двух французских версий "No, woman, no cry", поскольку она полностью совпадала с его идеей о том, что "песня должна подбадривать человека, делать его жизнь веселее и радостнее". Другая версия была записана Джин Мэнсон под названием "Never Say Goodbye".
[OBJ Joe Dassin - Si tu penses a moi]
Популярная в СССР немецкая диско-группа Boney M записала песню в качестве би-сайда для своего прорывного сингла "Daddy Cool" (1976). В этом же году композиция появилась на дебютном альбоме коллектива "Take the Heat off Me".
[OBJ Boney M - No, woman, no сry]
Знаменитая американская певица и автор песен в стилях фолк и кантри, ближайшая подруга Боба Дилана и левая политическая активистка Джоан Баэз выпустила свою версию на одноимённом сборнике 1992 года.
[OBJ Joan Baez - No, woman, no cry (live)]
Авторитетная американская хип-хоп-группа The Fugees, которая в середине 1990-х способствовала более тесной интеграции хип-хопа с другими музыкальными направлениями, записала "No, woman, no cry" для своего второго альбома "The Score" (1996). Благодаря уникальному сочетанию хип-хопа с элементами джаза, ритм-энд-блюза и регги, а также чувственному вокалу Уайклифа Жана, композиция вернулась на вершины хит-парадов. Позже свет увидел ремикс, в создании которого принял участие сын Боба Марли Стивен, а также сольная версия Жана, изданная на сборнике его лучших хитов 2003 года.
[OBJ The Fugees - No, woman, no cry]
Довольно необычную версию песни записали калифорнийские панк-рокеры Rancid, являющиеся наряду с The Offspring и Green Day наиболее видными представителями панк-рока 1990-х.
[OBJ Rancid - No, woman, no cry]
Вокалист гранж-группы Pearl Jam Эдди Веддер часто использовал "No, woman? no Cry" в качестве вступления к песне "Better Man" с альбома "Vitalogy" (1994).
[OBJ Pearl Jam - No Woman, No Cry / Better Man]
Большим поклонником творчества Марли является и Борис Гребенщиков, исполнивший "No, woman, no cry" вместе с "Аквариумом". "Боб Марли, сам того не зная, впервые в мире принял на себя задачу - религию, распространяемую при помощи музыки, вынести в мир и донести до всех людей, даже тех, кто, возможно, не знал, где находится Африка. И он это делал абсолютно искренне и серьёзно", - говорил БГ в одном из недавних интервью.
[OBJ Аквариум - No woman, no cry]
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Сияющее Солнце: 20 знаменитых песен Боба Марли и группы The Wailers