Сталинский музей и гордость Черноморского флота. Чем известны столичные суда
«ВМ» подготовило подборку известных судов, приписанных к столице или имеющих к Москве непосредственное отношение.
ПЛАВУЧИЙ МУЗЕЙ СТАЛИНСКОЙ ЭПОХИ
Легендарный двухпалубный теплоход «Максим Горький» приобретен федеральным государственным бюджетным учреждением «Канал имени Москвы». Его превратят в речной «Борт №1» - плавучий музей, который будет ходить по водным путям Канала.
- Необходимость покупки теплохода «Максим Горький» возникла сразу с появлением информации о его продаже. Легендарное судно имеет историческую ценность – его важно сохранить в культурном активе страны как память об эпохе грандиозных строек, - отметил руководитель Канала имени Москвы Герман Елянюшкин.
Флагманский лайнер «Максим Горький» сошел с верфи Красное Сормово в Нижнем Новгороде в 1934 году. Строили его по указанию Иосифа Сталина. Это было во всех смыслах передовое судно. Корпус и энергетическую установку «Максим Горький» позаимствовал у подводной лодки «Богатырь», интерьеры теплохода создавались в стиле сталинского ампира по индивидуальным чертежам, а при непосредственной отделке использовалось не менее 17 пород древесины. Для своего времени лайнер развивал рекордную скорость – до 35 километров в час.
Использовать теплоход стало возможным лишь после появления Канала имени Москвы – до этого глубины Москвы-реки не хватало. Речные рейсы теплоход совершал до появления Крымского моста.
Предполагалось, что судно будет перевозить первых лиц государства, теплоход даже получил неофициальное имя «яхта Сталина». В середине прошлого века на судне отдыхали Берия, Каганович, Молотов, Хрущев, позднее «Борт №1» переквалифицировался и стал возить обычных граждан. До 2015 года «Максим Горький» был «банкетным» судном, а в 2016 его законсервировали. После покупки Каналом имени Москвы теплоход пройдет капремонт.
АВЕ ЦЕЗАРЬ
В 1955 году в немецком Висмаре был построен пассажирский трехпалубник «Эрнст Тельман». Изготавливался он для Волжского объединенного речного пароходства, и аж до осени 2004 года работал в Нижнем Новгороде, после чего его приобрела московская круизная компания и переименовала «Эрнста Тельмана» в «Цезаря». Под императорским именем он работает и по сей день.
Интересно, что летом 1998 года «Цезарь» на время превратился в съемочную площадку известного комедийного фильма « Китайский сервиз» режиссера Виталия Москаленко. В кино теплоход снова переименовали, на сей раз в «Святителя Николая».
«СОМ» НА ПРИКОЛЕ
Несмотря на то, что субмарины не имеют никакого отношения к речному флоту, одну из них все же можно найти в Москве. Это подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец» проекта «Сом». Когда-то «комсомолец» служил в боевом составе эскадры подводных лодок Северного флота. За эти годы подводная лодка побывала в водах Средиземного моря, Северной и Южной Атлантики, у побережья Африки и в Баренцевом море.
Теперь «Сом» - музейный экспонат. Точнее, он сам себе музей. 20 лет назад столичные власти приобрели подлодку, чтобы создать музей кораблестроения. Сначала планировалось, что судно «осядет» на Кремлевской набережной, затем хотели определить его в Парк Горького. В итоге подлодку временно оставили у причала Портхладкомбината. В начале двухтысячных ее перевезли в парк «Северное Тушино», и с тех пор она стала плавучим музеем. Многое в интерьерах «комсомольца» поменялось, но торпедные аппараты и несколько мин и торпед сохранили.
ГОРДОСТЬ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА
Единственный корабль первого ранга в составе Черноморского флота носит имя «Москва». В марте 1991 года ракетный крейсер проекта «Атлант», тогда еще носивший имя «Слава», должен был пройти капитальный ремонт и модернизацию. В условиях царившей в те времена финансовой нестабильности, крейсер почти списали, ибо средств на работы по судну не было.
Командование Черноморского флота обратилось к правительству Москвы с просьбой взять шефство над крейсером. В итоге судно переименовали в «Москву». «ВМ» многое связывает с крейсером «Москва» - регулярные дружеские визиты, совместные акции, общение с экипажем.
В феврале этого года сотрудники «Вечерней Москвы» посетили крейсер и поздравили экипаж с 35-летием со дня поднятия Военно-морского флага. Корреспондент газеты приезжал на крейсер и накануне Дня Победы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Морской привет читательницам «ВМ» с гвардейского ракетного крейсера «Москва»
Гвардейский ракетный крейсер «Москва» отпраздновал 35-летие со дня поднятия флага