ЕГЭ по русскому: типичные ошибки, которые необходимо избежать
Можно ли сдать ЕГЭ по русскому хорошо? Безусловно. Более того! Можно сдать его отлично! И правил тут – несколько. Во-первых – надо успокоиться. Во-вторых – настроиться на победу. Ну а еще за оставшиеся до экзамена дни повторить те правила, на которых «горели» выпускники прошлых лет. Честно говоря, ужасно обидно за сделанные ими ошибки – настолько они нелепы. Итак, начнем по порядку.
Морфемный, словообразовательный анализ и морфология
1. Самое большое количество ошибок учащиеся допускают в тех случаях, когда не учитывают соотношение данных в задании слов с производящими их словами. Правило тут работает простое: чтобы правильно произвести морфемный анализ предложенных в задании слов, нужно определить (подобрать) слово, от которого образовано то, которое нужно разобрать. Пример: журналь-чик - от журнал, апельсин-чик - от апельсин, а мизинч-ик от мизинец, следовательно, в последнем слове –Ч- относится не к суффиксу, а к основе. Это и есть правильный ответ.
2. Момент второй. Увы, сколько раз ни проходил экзамен, столько раз выяснялось, что учащиеся не знают или забывают, что для определения способа образования следует соотнести слово с ближайшим по смыслу. Все просто: берите то, от которого оно образовано! И выяснится, что некоторые слова образованы бессуфиксным способом. Специалисты говорят, что обнаружить такие слова на экзамене могли лишь 12 процентов выпускников!
3. Следующий момент. Экзамен доказал уже не раз, что учащиеся плохо определяют принадлежность слова к той или иной части речи по точным признакам (наличие набора морфологических признаков), а также смешивают сами понятия – морфология и синтаксис. Друзья! Ну хотя бы вспомните, что сказуемое далеко не всегда бывает выражено формой глагола!
4. Ну и, наконец, полный провал: дикая путаница с частицами, предлогами и местоимениями разных порядков. Вызывает также сложности просьба найти наречия в превосходной степени.
Синтаксис
1. Дорогие друзья. Давайте вспомним среднюю школу, найдем старенький учебник и заглянем в соответствующую главу. Огромные трудности выпускники испытывают при анализе предложений с составным именным сказуемым (когда дано задание определить границы составного сказуемого). Более того! Невероятно трудным оказывается задание, в котором нужно определить подлежащее, функции которого в придаточной части сложноподчиненного предложения выполняют союзные слова (что, который).
2. Натуральный коматоз начинается, когда требуется определить подлежащее в предложениях с двумя или несколькими предметами речи, обозначенными существительными в именительном и винительном падежах. Родненькие выпускники! О чем или о ком идет речь в предложении – это и есть подлежащее. Все, точка. Это совсем не так сложно, как кажется.
3. Трудно определяется грамматическая основа в предложении с подлежащим, выраженным местоимением.
4. Управление, примыкание, согласование – это просто кара небесная. Так, из года в год просьба выписать из предложения словосочетание со связью «управление» вызывает трудности у 80 процентов экзаменуемых. Согласование, впрочем, точно так же ставит в ступор. «Друзья пошли в лес, чтобы найти там грибы». Пошли – за тем-то. Такова схема.
5. Ну а теперь – полный аут. Повторяем тему «Односоставное безличное предложение». Оно, бывает, входит в состав предложения сложного! В чем же трудность? Надо всего лишь найти это предложение, и все. Пожалуйста, пример: «Как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому?» Ну запомните, это же просто. Перечитайте примеры к теме – и все встанет на свои места. А относительно нашего примера – запомните, будто речь идет о тех, кто сейчас не сдает экзамен – это они «не слышат и не чувствуют». И пользуйтесь этим примером как подсказкой.
6. Кроме того, повтора требует тема придаточных предложений (повторите их виды!), которые присоединяются к главному многофункциональными союзами и союзными словами.
Выдохнули? Хорошо, теперь идем дальше. На повестке дня – лексика.
1. Итак, кто из вас забыл, что такое паронимы? Вспоминаем! Это, друзья, слова, похожие друг на друга, очень близкие по звучанию, но различные по лексическому значению. Адресат – адресант. Важно не употреблять одно слово вместо другого. Ну, скажем, глагол «взглянуть» имеет при себе дополнение с предлогом «на». А «заглянуть» имеет дополнение с предлогом «в». Казалось бы, просто, но откуда тогда берутся варианты «взглянуть в книгу»?!
2. А синонимы? Хитрые, коварные синонимы… Тут, конечно, спасение – общая культура речи, которая не позволит вам пройти мимо таких специально сделанных в тексте ошибок, как «пространство для рекламы» (место для рекламы), «имя поэта знакомо во многих странах» (известно во многих странах), и т.д.
3. Трудности встречаются и при выборе и определении антонимов. Особенно если они используются в антитезе. Черное – белое, горячее – холодное, действуйте по этому принципу. «Не веселый, но и не мажорный мотив» - явный «ляп». Тем более, что веселый и мажорный вообще не антонимы! Как это можно пропустить?!
4. И поосторожнее с фразеологизмами. Они от неправильного употребления разрушаются и превращаются в словесную помойку. «Талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя» - это ужас.
Вот так, посмеиваясь, мы и дошли до раздела «Грамматика». А тут беда, друзья. Как говорила дочка одной моей знакомой, «хорошо, мама, что я с каждым днем все граммотнЕе и граммотнЕе». Все падали в обморок. Давайте наведем тут порядок. Тут – в смысле в голове.
1. Первая беда - отклонения от норм в глагольном и именном управлении. «Девушка понравилась мне своей преданностью к старику». «Героя Лермонтова Мцыри никогда не оставляло сильное желание к свободе». В таких случаях единственная возможная норма - беспредложное управление: преданность старику, желание свободы. Внимание! Недопустимы нарушения литературного языка, к которым приводят ошибки в речи разговорной. «Приехал с города», «съездили до бабушки»… Ну вы чего, ребята!
2. Да, и обратите внимание на то, как «взаимодействуют» подлежащее и сказуемое! «Часть деревьев погибли» - это как?! Нередко допускаются ошибки и в согласовании определений с определяемым словом. «Опытная врач Иванова» условно допустимо в устной речи. Подчеркнем – условно! Но в письменной – нет, ни за что!
3. Ну и еще одна беда – однородные члены предложения. Если они идут за обобщающим их словом, они должны быть грамматически с ним согласованы. В разговорной речи, куда включается и интонация, можно сказать: «Мы вспоминаем писателей-классиков: Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Чехов». Но в письменное речи это будет считаться ошибкой.
4. Часто встречается и такая ошибка, как дублирование подлежащего, когда вслед за именем существительным идет местоимение. «Эта женщина, она послужила…» «Воины, они сражались как тигры…» Нет, нет и нет! Никаких местоимений. Либо одно, либо другое.
5. К распространенным грамматическим ошибкам (на письме!) следует отнести соединение в качестве однородных придаточной части и члена предложения («Альбом рассказывает, как правильно посадить цветы и об устройстве цветочной грядки». Кроме того, следите за избыточным употреблением подчинительных союзов: («Старик так говорит об ушедших друзьях молодости, что как будто они были живые»).
Ну и последнее. Орфография и пунктуация.
1. Лидеры в этой номинации: ошибки в написании гласных в личных окончаниях глаголов, суффиксах имен существительных, прилагательных и глаголов. Кроме того, повторите (как ни смешно!) написание твердых и мягких согласных.
2. Пожалуйста, восстановите в памяти правила написания словарных слов, а также законы нашего с вами родного языка, определяющие слитное, раздельное или дефисное написание слова. У подавляющего числа выпускников существует также путаница в количестве букв Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.
3. Трудности при расстановке запятых встречаются в предложениях со вводными конструкциями и в сложных предложениях.
Ну и последнее. Дорогие друзья, потому и по тому, тоже и то же, что бы и чтобы – бич тех, кто штурмует ЕГЭ. Почему – понять трудно. Пожалуйста, у вас еще есть время, вы успеете все повторить, если каждый день возьмете за правило завершать вечер чтением и анализом всего одной главы из учебника.
Удачи вам – от всего сердца.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Как подготовиться к ЕГЭ школьникам и их родителям
ТОП-10 самых распространенных ошибок в ЕГЭ по русскому языку