Лев Аннинский: Поколение, которое еще проявит себя
— Лев Александрович, что происходит с литературой сегодня?
— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать, какие глобальные процессы происходят вокруг. Мировая цивилизация сегодня непредсказуемо перестраивается. Человечество по своей природе наделено невероятной агрессивностью — иначе бы оно просто не выжило. Чтобы мы научились жить по-новому, нужно что-то сделать с этой воинственностью! Меняется психология, боевые союзы перестраиваются в совершенно другие агломерации — в национальные целостности. Людям просто придется по-новому взглянуть на национальное состояние.
— Эти глобальные процессы применимы и к нашей стране?
— Что касается России, то из эпохи мировых войн она вышла вооруженной, яростной державой, возглавив один из самых боевых союзов земного шара. Сейчас Россия находится в ситуации, когда ей нужно наряду с остальными странами стать региональным вождем, и нужно совершенно заново представить себе свое прошлое и будущее.
— Это не может не отразиться на творчестве писателей, верно?
— Конечно. Воевавшее поколение — Винокуров, Окуджава — дало великих поэтов в следующем поколении — того же Иосифа Бродского, например, а также замечательных прозаиков. Войну можно изучать по произведениям Симонова, Гроссмана, Астафьева. Либеральная часть литературного процесса была представлена такими замечательными писателями, как Юрий Трифонов, Василий Аксенов, и самым глубоким из них — Георгием Владимовым. И, наконец, у нас появилось такое сильнейшее течение, которое осмысляет реальность как «национальное неповторимое». Тут нельзя не вспомнить имена Валентина Распутина, Василия Белова и, конечно же, Василия Шукшина. Таким образом, у нас есть замечательные тексты, на которых можно воспитывать поколение. А что из этого получится, посмотрим.
— А если говорить о современных произведениях?
— Те авторы, которых я перечислил, — это поколение, которое уходит, но еще не ушло. Сейчас наступает время нового поколения — того, которое ищет ответы на извечные вопросы. Эти молодые люди совершенно иначе пишут. Это касается и прозы, и поэзии. Новым именам еще предстоит себя проявить, их должны начать читать, спорить о них. Но к нам пришло поколение, которое должно поверить в то, чего еще не было, — в мирное человечество и в национальное самосознание.