Александр Ширвиндт поставил «Ностальгию»
Даже если они на пенсии, более того, в Доме ветеранов сцены, и со свежими ранами вдобавок к не зажитым старым. Звезды - а герои спектакля - звезды оперной сцены - исчезают с небосклона только тогда, когда не остается людей, которые бы их помнили. А если вселенная делает так, что звезды собираются в одном месте, то может образоваться ярчайшее созвездие.
Разумеется, все не так просто и не сразу. Тем более, если «звезды» сами о себе говорят, превращаются в «блуждающие огоньки», то есть в полупризраков. Но покуда в душе артиста живет любовь - к музыке, зрителю, к сцене, то возвращение «звезды» на ее высоту должно состояться. Ибо, как пел Фредди Меркьюрри, «шоу должно продолжаться».
Мегазвезда, одно из лучших сопрано мира - Джин Хорт (Светлана Рябова) больше не хочет никаких шоу. Она приезжает жить в Дом ветеранов сцены, потому что у нее нет другого выхода. Некогда бессердечная красавица, менявшая мужей почти как перчатки, на старости лет оказалась без денег и без друзей. Она долго светила, блистала - и славы ей достаточно. Теперь, в богадельне, хочет тишины и покоя. Она даже прикидывается хромой, только бы ее не трогали.
Но когда судьба сталкивает ее с первым мужем, который ее до сих пор любит, с первым большим успехом - партией Джильды в опере Верди «Риголетто», с ее прежними партнерами, как «костяная нога» вновь танцует, а душа оживает. Казалось бы, прошла вечность, и она с трудом вспоминает, как звали ее мужей, но свою первую любовь, первые аплодисменты и свою первую измену - Джин - и в жизни та красавица, чье «сердце склонно к измене и к перемене», как поет Герцог в опере «Риголетто». А Герцог - ее первый муж, ее партнер, тоже некогда знаменитый тенор, - а теперь ее сосед в богадельне, - не утратил гордости, лоска, желания покупать любимый дорогой одеколон, а главное - любви к ней, коварной сердцеедке.
Дуэт Светланы Рябовой и Юрия Васильева - высоких, красивых артистов, любимцев публики, настолько очарователен, что хочется кричать даже не «браво» - «брависиммо». Они заслуживают восхищения, потому что вызывают у зрителя и улыбку, и грусть, и радость, и ностальгию по тем временам, когда все были моложе, включая театр Сатиры. Поэтому Александр Ширвиндт дал своему спектаклю подзаголовок «Ностальгия».
Четверка исполнителей - Светлана Рябова, Юрий Васильев, Зинаида Матросова, Олег Вавилов - всю жизнь на сцене и они - мастера. Юрий Васильев играл в паре с Андреем Мироновым многие роли и был на втором плане великого артиста. Он и в спектакле играет очень скромного человека, с нераскрытым потенциалом. Несмотря на годы, его Реджи на многое способен, а главное - способен любить. Его любовь заставляет Джин сказать «Да», и они вновь исполняют свои партии в опере «Риголетто» - и крики «брависиммо» за их концерт долетают до небес.
Для нашего зрителя, особенно немолодого, постановка Ширвиндта будет подарком. Спектакль поставлен в традициях той Сатиры, на билеты которой зрители стояли ночами. Это та самая Сатира, в которой артисты умели дарить людям море радости и даже возвращать молодость.
ДОСЬЕ
Александр Ширвиндт — театральный режиссер, народный артист РСФСР. В 1952 году поступил в Театральное училище имени Щукина, учился в классе Веры Львовой. Сыграл главные роли в дипломных спектаклях «Трудовой хлеб» Александра Островского и «Ночь ошибок» Оливера Голдсмита. Окончив училище с отличием, в 1956 году был принят в Театр им. Ленинского комсомола. Дебютировал на сцене театра в роли Белого офицера в спектакле по пьесе Всеволода Вишневского «Первая Конная». В кино дебютировал в 1956 году в комедии «Она вас любит». Известность пришла к Ширвиндту в 1975 году после показа фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!». Успешной для него оказалась лента «Трое в лодке, не считая собаки», где он сыграл с Андреем Мироновым.