Бывшие промзоны застраивают домами, офисами и украшают скверами
Термин «ржавый пояс» появился еще в 1960-е годы в США. Он означал территории старых заброшенных заводов, чье производство выведено из города. Тогда же, более полувека назад, эти площадки стали активно «реанимировать». Сегодня в Москве промзоны занимают около 18,8 тысячи гектаров — более 17 процентов территории старой Москвы. В вопросе реновации своего «ржавого пояса» столица пошла двумя путями. Первый — использовать промышленные площадки под строительство жилья, офисов, социальной инфраструктуры. Второй путь — изменение функционала некоторых предприятий: ориентация их на инновационное экологически чистое производство или размещение на своей территории объектов науки.
— С точки зрения развития города второй путь более рационален, — считает архитектор Сергей Орестов. — Развивать производство необходимо. Ведь сегодня около 40 процентов рабочих мест в Москве сосредоточено в Центральном округе. Поэтому сюда каждый день приезжают миллионы человек, что создает пробки и вообще перегружает инфраструктуру. Рабочие места лучше рассредотачивать по Москве.
Впрочем, по словам эксперта, первый путь реновации промзон тоже отчасти решает задачу создания рабочих мест вне центра города. Ведь офисы вместо заводов тоже появляются.
Сегодня планируется реорганизовать около 13 тысяч гектаров земли, занимаемых промышленными зонами. Причем 4,7 тысячи гектаров подлежат полной реорганизации, а 7,8 тысячи — частичной. Здесь появится комплексная городская застройка — с жильем, детсадами, школами, поликлиниками и новыми рабочими местами.
Власти Москвы будут следить, чтобы плотность застройки не превышала 25 тысяч квадратных метров на гектар. При этом половина будущего объема недвижимости должна приходиться на жилую застройку, а половина — на рабочие места. Самый яркий пример реновации промзон — преображение территории ЗИЛа. Это один из крупнейших в мире проектов комплексного развития промышленных площадок. Бывшая заводская территория на наших глазах превращается в современный район, соответствующий мировым стандартам. Здесь появляется не только жилье и офисы, но и социальная инфраструктура. Открылась станция метро — «Технопарк», появилась станция Московского центрального кольца. А скоро здесь обустроят парк — он будет разбит на набережной. Через Москву-реку планируется построить три автомобильных и два пешеходных моста. Они соединят новый квартал с Варшавским шоссе и проспектом Андропова. После завершения строительства на ЗИЛе будут проживать около 76 тысяч человек, здесь создадут 65 тысяч рабочих мест.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Левкин, глава столичного департамента градостроительной политики:
— С октября 2011 года на территории промышленных зон Москвы построено более 400 объектов общей площадью около 11 миллионов квадратных метров. Из них свыше 6 миллионов квадратов — жилье, детсады, школы, спортивные объекты. Наиболее перспективными с градостроительной точки зрения территориями, которые сейчас находятся в активной стадии освоения, стали Завод имени Лихачева (ЗИЛ), бывший Тушинский аэродром и Московский металлургический завод «Серп и Молот».