Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Серьезная литература отвоевывает аудиторию

Все остальные
Серьезная литература отвоевывает аудиторию
Выбираем что почитать / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
В эфире телевещания газеты «Вечерняя Москва» состоялся круглый стол, на котором эксперты обсудили, готовы ли сегодня россияне покупать и читать серьезные, классические книги.

Мейнстрим и технология массовой литературы

То, что люди стали читать намного меньше, замечено давно. Писатель, главный редактор «Роман-газеты» Юрий Козлов находит этому много объяснений.

— Во-первых, меняется общество, во-вторых, отношение к книге. В-третьих, и сама книга где-то утрачивает свою духовную составляющую, превращаясь в товар, а смысл и суть любого товара — быть проданным. Чтобы распространить товар, прежде всего нужно сделать его массовым, то есть книга должна быть рассчитана на людей разного интеллектуального уровня, разных культур. Для этого уже существуют целые технологии, в совершенстве освоенные такими писателями, как Дэн Браун и Пауло Коэльо. Они работают с целыми командами, бригадами психологов, которые изучают маркетинг и психологию покупателей книг. Их новые произведения выстроены на эмоциональных всплесках читателей. Я совершенно не поклонник Дэна Брауна, но его романы действительно интересны.

Председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям, народный артист РФ, председатель московского отделения Союза кинематографистов России Евгений Герасимов не согласился со всем этим.

— Интерес к чтению упал, — заметил он. — Но устанавливается и обратная тенденция. Молодежь стала читать. Буквально сегодня я видел в метро ребят с книжками Хемингуэя, Ремарка. И в библиотеках много народа.

Писатель, сценарист Анна Берсенева, присоединившаяся к обсуждению, поддержала предыдущего оратора.

— Сколько себя помню, слышу разговоры о том, что «сейчас ничего не читают, кроме попсы» или «молодежь наконец-то потянулась к чтению». И то и другое — неправда и структурируется в зависимости от состояния общества. Читают все, что можно. Те люди, которые были способны читать только попсу, просто перестали читать. Никакого ее засилья нет. Читают в основном мейнстрим, как, например, Ремарка.

Серьезная литература отвоевывает аудиторию В книжном фестивале «Красная площадь» примет участие более 400 российских издательств. / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Ренессанс классики, книжная «чистота»

По словам писателя-фантаста Вадима Панова, к россиянам возвращается интерес не просто к чтению, но именно к романам ХХ века, которые переживают ренессанс. При этом эксперт не отрицает, что массовым это явление не стало.

— Читают меньше, потому что есть масса заменителей для свободного времени — сериалы, компьютерные игры, — привел он пример. — Чтение является трудом, и нужно, чтобы голова при этом работала, потому что невозможно читать так же, как «глотать» сериалы. Но именно ребята, которые читают, будут в будущем командовать теми, кто играет в стрелялки.

Книга книге рознь, да и духовные потребности у каждого свои. Доцент кафедры мировой литературы Государственного института русского языка имени Пушкина Евгения Кравченкова акцентировала внимание на разнице между читателями.

— Есть те, для кого книга в метро, особенно если взять толстый томик Достоевского, стала частью имиджа, — говорит она. — Но в основном люди, конечно, берут книгу, чтобы читать ее. И независимо от ее уровня она полезна.

В литературе типа «боевик» тоже есть положительный герой, который умеет защищать себя и своих близких. Это формирует нравственность молодого человека. У каждого произведения своя аудитория, и каждое несет свою духовность.

Мысль продолжил писатель Александр Молчанов.

— Есть настоящий и ненастоящий писатель, высокие и низкие жанры. Низкий жанр лишь по определению не означает плохо, — утверждает он. — Вообще литературная репутация писателя идет по спирали. Многие произведения набирают вес лишь по прошествии лет, а для чего-то сейчас просто неудачный момент. Сегодня бессмысленно писать венок сонетов, эпическую поэму в духе Гомера, и даже реалистический роман не даст автору видимой отдачи. Больше возможностей в жанрах фантастики и детектива.

Вопрос духовности в литературе затронул Вадим Панов. Бизнес, по убеждению писателя, не всегда входит с ней в противоречие.

— Если внимательно посмотреть, история той литературы, которую мы знаем, — это история бизнеса, — рассудил он. — Прежде ею занимались скучающие бароны в своих замках. Они писали короткие истории либо мемуары, как правило, с собой или с альтерэго себя в главной роли. Но, только когда начался литературный бизнес, мы получили книги, которые теперь называем шедеврами.

Вечная любовь к розе

Спор о том, почему меняется читательский спрос и почему в советское время роль книги была совершенно другой, продолжился.

— Когда в стране не было открытой политической жизни, когда проблемы общества не обсуждались, то любая книга, которая, пройдя сквозь цензуру, претендовала на правду, становилась бестселлером, — отмечает Юрий Козлов. — Люди читали литературу, потому что находили в ней то, чего не могли найти в гражданской жизни. При этом, как бы мы ни относились к советскому времени, задача воспитания человека в евангельских традициях, в правильном понимании добра и зла, выполнялась.

Писатель с грустью заметил, что фактически в современном российском обществе провозглашена идея воспитания не духовного человека, а квалифицированного потребителя. И сфере культуры на этом пути отведена незавидная роль его обслуги. В этом, уверен он, главная беда и причина изменения отношения и к литературе, и к писателям.

Но при засилье массовых жанров издается достаточно самых разных книг, чтобы интеллектуальный человек нашел что-то по душе. Важную роль Юрий Козлов отводит литературным журналам.

— Они являются своеобразными маяками в литературном процессе — сообществе писателей, критиков и читателей. При этом каждое достойное произведение получает свою аудиторию и критическое осмысление. Критики рассматривают его пользу с художественной точки зрения, общественной пользы, развития писателя, — констатирует эксперт. — Да, такие издания сегодня переживают трудное время, тиражи чудовищно падают, читателей мало. Но журналы остались цитаделями, куда может прий ти неизвестный молодой автор. Его встретят, отредактируют, и он получит квалифицированный совет. А главное, что его произведение станет достоянием читателей.

Интересные данные привел депутат Мосгордумы Евгений Герасимов, обративший внимание, что, несмотря на распространение массовой литературы, она не теснит любимые поколениями книги.

— Абсолютным лидером по переводам на разные языки наряду с Библией является повесть Экзюпери «Маленький принц». Это настолько сильное произведение, что и спектакль «Ленкома» по этой книге стоит сегодня на первом месте по посещаемости — приходят люди разных возрастов, и каждый для себя находит что-то важное.

Серьезная литература отвоевывает аудиторию В книжном фестивале «Красная площадь» примет участие более 400 российских издательств. / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Секреты семейного чтения

Речь пошла о том, какого писателя можно назвать «настоящим», а какого — нет, Евгения Кравченкова напомнила о критике Ирине Роднянской, говорившей, что любой писатель — это Колумб, который открывает нечто новое.

— Протопоп Аввакум не хотел быть писателем, — привела она пример. — Этот человек не хотел впадать в славу, потому что был монахом. Но получилось, что он открыл новую Америку, и литература ринулась туда. Светская литература во многом началась с Аввакума.

Некрасов, Толстой и Булгаков по его примеру сказали: нет, вы не правы — и открывали свою Америку. В то же время это не должно являться самоцелью, писатель должен, как Колумб, плыть в Индию. И лишь потом прибыть к незнакомым землям.

В заключение эксперты обсудили, что читать и как привить детям интерес к чтению.

— При выборе книги для ребенка нужно учесть его психологию, — считает писатель Юрий Козлов. — Ему, с одной стороны, нужен пример, с другой — что-то возвышенное, сильное, побуждающее к самосовершенствованию. В этом смысле хорошо опираться на советскую детскую литературу. И сейчас ведь родители покупают того же Гайдара или Пантелеева. Вы не назовете ни одного российского детского автора, который так же популярен.

С этим поспорил Вадим Панов, назвавший навскидку двух популярных детских авторов — Евгения Гаглоева и Дмитрия Емца.

— Они встречаются с детьми в библиотеках, на фестивалях. Любого размера зал, который вы им дадите, будет заполнен детьми, — отмечает он. — У нас, к сожалению, другая проблема — механизмы, позволившие раскрутиться Джоан Роулинг, в России еще не отлажены. Писатель Александр Молчанов придерживается мнения, что все оценки «полезности» книги субъективны.

— Я считаю, что «Маленький принц» — довольно слабая повесть, — заявил он. — Мое мнение не делает ее хуже. Если эту книгу читают много лет, она свое качество уже доказала. При этом я могу говорить, что Стивен Кинг — выдающийся писатель и совершенно точно достоин Нобелевской премии. Так же как и Джоан Роулинг, потому что она, как никто, много сделала, чтобы дети читали.

Гости студии поделились опытом привития интереса к литературе их детям.

— Моих детей к чтению приучать совершенно не пришлось, хотя с внучкой было сложнее, — рассказала Анна Берсенева. — У нее другой темперамент, ей труднее усидеть на месте. Я поняла, что к чтению ее нужно вести постепенно. Немножко заставлять и подбирать хорошие книжки.

Поэт Татьяна Пискарева нашла свой ключ к решению этой проблемы.

— У меня было отчаяние, что при наличии нескольких библиотек, обилии великолепных книг, которые я собирала с юности, мой ребенок не хотел ничего из этого читать, — вспоминает она. — И я нашла выход — иногда вечером читаю ему вслух отрывки из книг. И он слушает.

Гости студии советуют читателям «ВМ»

Олег Зоберн, «Автобиография Иисуса Христа»;

Дмитрий Глуховский, «Текст»;

Умберто Эко, «Имя розы»;

Дмитрий Быков, «Июнь»;

Михаил Шолохов, «Тихий Дон»;

Андрей Геласимов, «Нежный возраст»;

Джордж Оруэлл, «1984»;

Дмитрий Бакин, «Про падение пропадом»

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ксения Гурьева, учитель русского языка и литературы школы № 1315, член профсоюза образования города Москвы:

— На школьном этапе задача учителя — заинтересовать ребенка, чтобы он полюбил читать, а уже к старшим классам формировать литературный вкус. Я за то, чтобы в начале дети читали все, что им нравится. В последние годы, когда стали выходить киносаги о вампирах, сериалы о Шерлоке Холмсе и других молодежных героях, подростки обратились к литературе. Спустя какое-то время они же пришли к классике.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Конец романа

Колонка обозревателя "ВМ" Александра Лосото

Признайтесь, давно ли вы держали в руках большой классический роман? Не спрашиваю про «Войну и мир» - эта великая громадина давно стала символом текста, который, несмотря на все его бесчисленные художественные достоинства, почти невозможно осилить (далее...).

МЕЖДУ ТЕМ

Какие литературные пристрастия у жителей Великобритании

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.