«Новик» значит «новобранец». Чем известен знаменитый российский эсминец
Эсминец типа «Новик» был первым эсминцем российской постройки с паротурбинной силовой установкой. Его проектирование и постройка стали частью программы восстановления и обновления российского флота после сокрушительного поражения в русско-японской войне.
Было решено строить совершенно новую серию эсминцев, которые могли бы нести дозорную службу в составе больших эскадр кораблей, участвовать в постановках минных заграждений и стремительных рейдах на морские коммуникации противника, бороться с подводными лодками. Вооружены эсминцы были несколькими орудиями среднего калибра, но главной ударной силой этих кораблей были торпеды.
Предполагалось, что группа эсминцев под прикрытием дымовой завесы должна была стремительно выйти в торпедную атаку на большие корабли и так же стремительно отойти. Исходя из тактики применения, корабли должны были развивать большую скорость. «Новик» развивал до 37 узлов, что примерно соответствует 68 километрам в час.
В отличие от своих предшественников, в топках которых температура поддерживалась за счет сжигания угля, котлы «Новика» работали на мазуте. Это позволило, во-первых, отказаться от работы кочегаров и уменьшить команду корабля, во-вторых, улучшить характеристики энергетической установки. На паровых кораблях пар посредством котлов тройного расширения воздействовал на поршни, которые приводили в действие гребной вал.
Механизмы таких двигателей были достаточно массивными, занимали много места и главное – требовали постоянного подвоза угля. По многочисленным воспоминаниям участников русско-японской войны 1904-05 годов, процесс погрузки угля на корабли занимал много времени и превращался в серьезное испытание для всей команды – весь корабль от киля до клотика покрывался слоем мелкой, черной угольной пыли. Боевым кораблям требовалось постоянно пополнять запасы угля, что ограничивало их боевые возможности.
Паротурбинные двигатели, работающие на мазуте, какие были установлены на «Новик», этих операций не требовали вовсе.
Таким образом, «Новик» был одним из лучших кораблей в своем классе среди современников. По имени первого корабля была названа и вся серия эсминцев – «Новики», которых было построено несколько десятков штук. Конструкциях их оказалась настолько успешной, что некоторые из них прослужили на флоте до 50-х годов прошлого века.
Боевой дебют эсминцев новой серии состоялся в период Первой мировой войны. Они участвовали минных постановках в Балтийском море и препятствовали немецкой эскадре прорваться к Петербургу.
В фильме «Моонзунд» (1987 год, режиссер Александр Муратов), снятого по одноименному роману Валентина Пикуля, показан боевой эпизод как раз с участием эсминцев типа «Новик».
Первый эсминец, после революции переименованный в «Яков Свердлов» в честь одного из лидеров большевиков, во время Великой Отечественной войны участвовал в так называемом Таллинском переходе, когда корабли советского флота срочно эвакуировались из Таллина в Ленинград и Кронштадт, во время которого он подорвался на немецкой мине и затонул.
- Поскольку право давать имена кораблям принадлежало только императору, с ходатайством на высочайшее имя обратился морской министр России вице-адмирал Иван Григорович, к которому, в свою очередь, обратился герой русско-японской войны адмирал Эссен – командующий Черноморским флотом. Он предложил назвать новый эсминец именем легкого крейсера, принимавшего участие в русско-японской войне, сохраняя таким образом военно-морскую традицию оставлять прежними имена кораблей, - рассказала ведущий научный сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга Марина Логинова.
ПО ТЕМЕ
Корабль начала прошлого века обнаружили на дне Финского залива