Обыкновенная городская революция: Москва 2010-2018
Достаточно сопоставить бюджет Москвы в 2010 году и сейчас. Тогда объем доходов городского бюджета немного превысил 1 триллион рублей, а объем расходов составил 1,25 триллиона. В прошлом году доходы бюджета от городской экономики превысили 2 триллиона, а бюджетный дефицит практически ликвидирован. По итогам 5 месяцев текущего года превышение доходов над расходами составляет уже около 200 миллиардов рублей. Это говорит о московской экономике как об очень успешной. Другого столь же успешного субъекта Федерации в России сейчас просто нет.
Общий объем инвестиций в экономику Москвы по сравнению с 2010 годом вырос более чем в 2,5 раза и по итогам 2017 года составит порядка 1,9 триллиона рублей. Это дает возможность строить настоящую «социальную экономику» в масштабах огромной агломерации. Расходы на социальную сферу в нынешнем году растут опережающими темпами по сравнению с другими статьями расходов - на 10 процентов (в среднем по другим статьям на 5 процентов). Расходы социального характера (социальная поддержка, здравоохранение, образование, культура, спорт, жилище) в 2018 году составят более половины городских бюджетных расходов - 52 процента или свыше 1,2 триллиона рублей в год. Это более чем в два раза больше, чем восемь лет назад. Если бы экономика всей страны росла такими же темпами, включая социальную сферу, Россия уже стала бы самой благополучной страной, по крайней мере, Восточной Европы, приближаясь по уровню жизни к самым развитым странам континента.
Восемь лет назад Москве предрекали транспортный коллапс, пробки становились все жестче с каждым годом, транспортная проблема многим казалась в принципе нерешаемой без каких-то «драконовских мер» типа запрета въезда в центр или ограничения въезда в город вообще. Пробки бывают и теперь, однако коллапса нет, и тенденции пока благоприятные. «Поехал» не только город вообще, но и общественный транспорт. Полностью переделана его инфраструктура. Он стал удобным. А ведь еще недавно про него говорили, что это «прошлый век». Ожило даже железнодорожное транспортное кольцо, восемь лет назад этого даже в планах не было. В этом году на развитие транспортной системы будет выделено более 540 миллиардов рублей. Идет поиск оптимальной системы парковочного пространства. Москвичи научились, наконец, правильно парковаться, как и уступать дорогу пешеходам, - это настоящая революция в мозгах. Хотя порой давалась она весьма болезненно: к платным парковкам привыкали тяжело. Москва ездит теперь еще и на велосипедах, хотя скептики говорили еще недавно, что не поедет никогда.
В плане общественных пространств произошла подлинная «урбанистическая революция». Москва взяла за пример лучшие мировые достижения, став одним из самых комфортных городов Европы, где жизнь не останавливается даже ночью. Наверняка нынешние многочисленные гости чемпионата мира по футболу пребывают просто в приятном шоке от увиденного.
За прошедшие годы возникли принципиально новые формы общения власти с населением. Тот же «Активный гражданин» - один из тому примеров. Или многофункциональные центры «Мои документы», где теперь можно за считанные минуты решить большинство тех бытовых проблем, на решение которых раньше уходили долгие часы ожиданий в томительных очередях к неприветливым чиновникам.
На очереди новый колоссальный проект - программа реновации. Это единственный в своем роде столь масштабный проект социальной направленности в стране, предусматривающий заметное улучшение жилищных условий сразу сотен тысяч, если не миллионов людей за короткий срок. Давно наша страна таких проектов «для человека» не видела.
Таким образом, масштабирование городской экономики Москвы продолжается. Как говорится, то ли еще будет.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции