Главное
Истории
Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Как обстоит дело с изучением родных языков в школах

Общество
Оксана Артемьева шутит, что она не знает литературу, но умеет ее преподавать. Для нее знать литературу — значит, знать все произведениявсех времен и народов. И вообще, знать можно физику, а литературу — только понимать
Оксана Артемьева шутит, что она не знает литературу, но умеет ее преподавать. Для нее знать литературу — значит, знать все произведениявсех времен и народов. И вообще, знать можно физику, а литературу — только понимать / Фото: «Вечерняя Москва»
Во вторник, 19 июня, Госдума утвердила законопроект об изучении родных языков в школах. Преподавание будет осуществляться добровольно, и на него не должно уходить время, отведенное на изучение русского языка. «ВМ» узнала, какой характер сейчас носит ситуация с изучением родных языков в школах Москвы и России.

Как отмечает директор института русского языка и культуры МГУ имени Ломоносова Вера Степаненко, представители различных национальностей, проживающие в России, стремятся к тому, чтобы их дети обучались в полиэтническом, «общем» классе. По ее словам, на госэкзамены, которые она сейчас принимает в университете, приходит большое количество учителей, преподающих в таких классах.

– Некоторые из них говорят, что 70 процентов их учеников – это носители разных языков. И  все эти дети стремятся говорить на том языке, на котором говорят все остальные, – отмечает Степаненко. – Но тем не менее, стоит поддерживать тему родного языка.

Она добавила, что ранее американские власти выдавали гранты для детей, которые родом из России или их близкие – русские (даже если ребята совсем не знают отечественного языка). Дети отправлялись в Россию и изучали язык в течение пяти лет. Это доказало, что мысль о сохранении родного языка держится в мировом разуме.

– Я одобряю инициативу поддержания родного языка в сознании человека, – отмечает Вера Степаненко. –  Ради бога, если это будет проводится в дополнительное время, не мешающее изучению русского языка. Но если человек хочет жить в России и получить образование на русском языке, безусловно, его нельзя получать на каком-то другом языке, иначе дети не наберут ни лексическую, ни грамматическую базу к 11-ти классам. По крайней мере, русский язык должен иметь если не главное, то превалирующее значение.

Кроме того, необходимо продолжать работу в этом направлении и в столичных вузах. Помимо профильных, например, Института стран Азии и Африки (ИСАА) или Московского городского лингвистического университета, нужно развивать вопрос открытия новых кафедр в более крупных вузах.

– Сейчас очень страдают отделения, где изучают славянскую культуру, потому они очень маленькие и мало кто туда идет. И, допустим, откроется в крупном вузе латышское отделение – разве туда поступит много студентов? Оно просто себя не окупит, – продолжает эксперт. – И что-то просто предполагать нет смысла – ситуация покажет результаты, когда кафедра реально откроется и будет понятно, сколько человек туда пойдет. Декларировать мало, нужно действовать.

В свою очередь, директор Московской национальной еврейской школы №1311 Ирина Проценко напомнила, что Министерство образования и науки РФ в 2015 году утвердило обязательное изучение второго иностранного языка. Но список языков, которые можно учить как второй, по ее мнению, стоит расширить.

– Очень много языков, которые в список Минобрнауки не включены, но их активно изучают в московских школах. Вот, например, у нас – иврит, – отмечает Проценко. – Конечно же, ему не хватает статуса второго иностранного языка. А этот статус дает возможность ребенку участвовать в профильных олимпиадах, сдавать экзамены.

Она подчеркнула, что дети могут изучать некоторые языки, но «продвигать» свои знания в столичной системе образования нет возможности, потому что ребенок не сможет ни сдать экзамен, ни участвовать в олимпиаде. А значит, эти знания не особо помогут при поступлении в вуз.

– Мы уже пытаемся решить эту проблему. Мы готовы разработать программу по данному языку, объединиться с профильными школами, подготовить контрольно-измерительные материалы и всю методическую предтечу, необходимую для изучения иврита. У детей появятся возможности и перспективы, потому что они не будут сталкиваться с вопросом, какой язык им выбрать и какие экзамены сдавать, – заметила Ирина Проценко.

Мнение национальных регионов

Ряд национальных республик, в частности, Татарстан и Башкирия, раскритиковали законопроект. Так, спикер Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин считает, что нужно прийти к компромиссу с Минобрнаукив вопросе изучения родных языков в школах. Депутаты Госсовета Татарстана приняли обращение к председателю Госдумы Вячеславу Володину о поправках в закон об образовании в РФ, предложив закрепить в федеральных государственных образовательных стандартах обязательность изучения государственных языков республик.

Председатель комитета Госсовета Татарстана по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев ранее отметил, что «отмена полноценного изучения государственных языков республик Российской Федерации неизбежно приведет к нарушению функционирования этих языков в качестве государственных».

Государственный советник Татарстана Минтимер Шаймиев говорил, что голос жителей и Татарстана, и других национальных субъектов не был услышан.

- Даже в начальных классах детей начинают отдалять от родного языка. Это же язык матери, язык родителей. Невозможно передать возмущение словами, – сказал он.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.