«Большой брат» присматривает за водителями
- Сергей, объясните в кратце, для чего нужен Ситуационный центр?
- Основная задача центра – оптимизировать дорожное движение и не допускать нештатных ситуаций, а если они все же произошли – работать над их максимально быстрым разрешением, привлекая все необходимые службы.
- Можно конкретизировать, о каких ситуациях идет речь?
- Ситуации бывают разные: аварии, несчастные случаи, проблемы с электроснабжением. Необходимо обеспечить людям возможность добраться до дома или доехать до работы, транспортное обслуживание должно сохраняться. Как только происходит непредвиденная ситуация, мы, имея постоянную связь со всеми городскими службами, работаем над организацией компенсационных подразделений.
Например, метро задержалось на 10 минут, и мы уже понимаем, что нужно готовить компенсационные автобусные маршруты. В данном случае в работе участвует метрополитен, «Мосгортранс», содействует ГИБДД и «Организатор перевозок». В итоге пассажиры, конечно, чувствуют некий дискомфорт, но, потеряв несколько минут, все же добираются до нужной точки. Им не приходится идти пешком или вызывать такси.
- Как ЦОДД содействует в оформлении и ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий?
- Информация о ДТП поступает к нам по разным каналам. В случае, если происшествие сложное и серьезно затрудняет движение, нам сообщает ГИБДД. Нужно отметить позитивный тренд: время оформления и ликвидации серьезных ДТП снижается. Если несколько лет назад можно было по 5-7 часов ждать, пока ситуация разрешится, то в этом году было несколько крупных ДТП, и их разбор ни разу не занимал более 4 часов. В то же время была организована временная схема движения, компенсационные маршруты общественного транспорта.
- Можно ли отметить самую «жаркую пору» с точки зрения нештатных ситуаций на дороге?
- Самая жаркая пора – перед Новым годом и перед началом учебного года. Любой автомобилист замечал, что в эти периоды сложно передвигаться на машине: пробки, много аварий. Теоретически это происходит потому, что многие люди, которые редко пользуются автомобилем, в эти дни выезжают в город, чтобы купить подарки или школьные принадлежности. Происходит множество мелких ДТП, в основном это царапины и притертости, небольшие вмятины, но из-за них зачастую происходят серьезные проблемы с движением.
- Действительно ли мотоциклисты, которые «просыпаются» в теплое время года, разгружают трафик?
- Отчасти это так. В Москве зарегистрированы десятки тысяч мотоциклов, плюс областные мотоциклисты. Когда едешь в 17-18 часов по городу, они проносятся между машинами с периодичностью раз в несколько секунд, а иногда и между рядов уже образуются пробки из мотоциклистов. Если каждый из мотоциклов превратится в четырехколесный автомобиль, то пробок, конечно же, будет больше,
Кроме того, на разгрузку трафика летом влияет совокупность факторов. В дачный сезон многие москвичи переезжают жить за город, кто-то уезжает в отпуск. В это время загруженность редко поднимается даже до 7 баллов.
- Как вы считаете, использование альтернатив автомобилю – это уже тренд?
- Да, я считаю, что людей на мотоциклах, мопедах, велосипедах будет становиться все больше и больше. Кроме того, люди активно используют менее традиционные транспортные средства, такие как электросамокаты, гироскутеры, моноколеса.
Активно развиваются автобусные маршруты. Если раньше было два варианта: либо машина, либо метро, то теперь есть и маршруты, которые могут доставить напрямую в центр из спальных районов.
Летом загрузка дорог в Москве невысокая. В прошлом году это было менее заметно из-за активных работ по благоустройству в рамках программы «Моя улица», но в этом году эффект виден в большей степени.
- В этом году добавился другой фактор – чемпионат мира по футболу.
- Да, приехало много болельщиков. Есть проблемы в центре города, особенно по ночам – таксисты, желая перевезти как можно больше иностранцев, зачастую ведут себя не очень хорошо и ставят машины в два, в три, а то и в четыре ряда. С этой проблемой мы боремся каждую ночь. Это немного похоже на борьбу с ветряными мельницами, но если совсем ничего не делать, то будет еще хуже.
- К чемпионату готовились как-то по-особенному?
- Готовились больше года. Кубок Конфедераций в прошлом году стал для нас большой тренировкой, хотя мосштаб мероприятия и в разы меньше, чем мундиаль. Уже тогда у нас было понимание, как будет происходить перевозка клиентских групп, и как действовать, если на их маршруте происходит нештатная ситуация. После Кубка мы определили некоторые проблемы и недочеты в части транспорта и устранили их. Транспортный комплекс хорошо подготовился к Чемпионату.
Есть некоторые неудобства для жителей, например, Хамовников, но я думаю, что если бы не ввели определенные ограничения, неудобств было бы гораздо больше. Ну и безопасность, конечно, должна быть на первом месте.
- Как все устроено в Ситуационном центре? Как работает этот механизм глобального мониторинга?
- О том, что в городе есть проблема пробок, знают все, это не новость. Но когда находишься на земле, понять, как решать проблему, сложнее. Мы работаем с системой Правительства Москвы «Безопасный город» - это порядка 150 тысяч камер по городу. Из них ключевыми для нас являются 10-12 тысяч камер, которые смотрят на дороги. Глядя сверху на перекресток или развязку, мы видим проблему и можем ситуационно на нее влиять.
- Огромный экран за вашей спиной – что на него выводится? Похоже, что это как раз изображение к камер.
- Это не просто набор изображений с камер – это своеобразные точки, лакмусовые бумажки, которые сигнализируют: если на данном участке есть проблема, то в периметре полутора-двух километров находится ее причина. Находим причину – решаем проблему.
- Все эти люди за столами – это операторы центра? Что они делают?
- Их задача – наблюдать за своим районом и следить, чтобы все было в порядке. Если кто-то из них замечает, что, к примеру, неадекватно работает светофор, он имеет возможность оперативно вмешаться в работу светофорного объекта. В случае легкого ДТП он может вызвать на место дорожный патруль, который курсирует по городу. Из-за легких царапин возникает до 15 процентов пробок в городе. Кстати, одна из задач дорожного патруля – помощь в оформлении европротокола.
- А какие проблемы могут возникнуть с его оформлением?
- Кто-то в принципе не знает, что можно воспользоваться европротоколом, кто-то боится неправильно заполнить бланк. Иногда у людей нет бланка, а у патруля всегда с собой запас. Патрульные помогут составить протокол. Подъехав на легкое ДТП за 10-15 минут, они освобождают проезд.
- Всегда готовы прийти на выручку.
- Бывает, что автомобили ломаются. Очень часто у людей просто-напросто заканчивается бензин, что для меня удивительно, ведь все автомобили уже давно заранее сигнализируют о том, что топливо скоро закончится. Тем не менее, таких случаев много. Проезжающие мимо водители далеко не всегда готовы прийти на помощь. В этот момент подъезжает дорожный патруль, берет автомобиль на буксир и отвозит на заправку.
- Очевидно, что без высокотехнологичных систем наладить такую работу не получится.
- У нас есть автоматическая система, которая сигнализирует о том, что средняя скорость на том или ином участке снизилась более чем на 30 процентов от средней скорости за последние несколько недель. Это сигнал для оператора, чтобы проверить, в чем причина. Чаще всего причина в ДТП.
Операторы каждый день смотрят на те или иные участки дороги, видят, где можно оптимизировать организацию дорожного движения: где-то изменить разметку или знаки приоритета, где-то запретить или наоборот разрешить парковку. Все предложения фиксируются в специальном журнале и передаются в отдел, занимающийся организацией дорожного движения.
- Можете привести пример такой инициативы?
- На Сретенке раньше был нерегулируемый пешеходный переход в 50 метрах от пересечения с Садовым кольцом. Мы стали замечать, что вся Сретенка, а с ней и Большая Лубянка вплоть до Театрального проезда превратились в одну большую пробку. Причина такая: зажигается зеленый свет для едущих по Сретенке, автомобили могут выехать на проспект Мира или на Садовое кольцо. В это же время пешеходы переходят дорогу. Водители у нас дисциплинированные, все пропускают. В итоге за один цикл работы светофора успевали проехать всего 5-7 автомобилей.
Сначала мы поставили в этом месяце патрульных, которые придерживали пешеходов, давая возможность автомобилям проехать – пробка тут же ушла. Этот опыт мы передали в отдел организации дорожного движения, они все проанализировали и оперативно установили на Сретенке светофор для пешеходов.