Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Писатель и аскет

Сюжет: 

Воскресная проповедь
Общество
Писатель и аскет
Митрополит Калужский и Боровский Климент / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»
Историю России и Русского Православия невозможно разделить без ущерба для ее понимания. Многовековое сосуществование нашего государства и Церкви взаимно дополняет их судьбы, сказывается на развитии каждого из них.

Особенно это прослеживается на примере царской России. С одной стороны, Церковь определяет нравственный эталон поведения, предписывает участие в таинствах и богослужениях, воздержание в дни постов, а также другие нормы благочестия, и это повсеместно утверждается в государстве, рассматривается властью в качестве обязательного для граждан «исполнения христианского долга».

С другой стороны, Церковь веками истово хранит стержень государственности — православие, и живо откликается на государственные нужды. Достаточно вспомнить благословение на Куликовскую битву преподобного Сергия князю Дмитрию Донскому с дружиной; работу на Аляске православных миссионеров, мирно приводивших под власть русской короны местные племена и народы; активное участие духовенства в деле всенародного образования в конце XIX—начале XX века.

По этой причине неправомерно разделять отечественных религиозных и светских деятелей, в частности писателей, особенно влиявших на мировоззрение и образ жизни своих читателей. С советских времен, говоря об огромном литературном наследии Льва Толстого, как правило, замалчивают тот факт, что вторым автором по количеству написанных трудов является православный подвижник и духовный писатель святитель Феофан (Говоров), Затворник Вышенский. В Издательском совете Русской Православной Церкви изучается его духовное наследие и готовится к выпуску «Летопись жизни и трудов святителя».

Его наследие по сей день актуально и важно, поскольку любой наш современник, как бы он ни относился к Богу и Церкви, так или иначе, соприкасается с проблемой выбора для себя духовных ценностей и нравственного эталона. В разнообразных условиях жизни, при любом общественном строе, особенно во время социальных потрясений, этот вопрос остается актуальным для человека. О поиске и определении внутренних приоритетов и норм жизни учил святитель Феофан в своих произведениях и письмах, а также своим личным примером.

Жизнь этого святого подвижника во многом уникальна. Он прошел путь от сына сельского священника до ученейшего епископа XIX столетия. В составе Первой русской духовной миссии будущий святитель несколько лет работал на Святой Земле, а впоследствии был настоятелем посольского храма в Константинополе. Во время служения на Ближнем Востоке он выучил несколько восточных и европейских языков, собрал рукописи поучений древних подвижников и перевел их на русский язык, открыв эту духовную сокровищницу отечественному читателю. Пробуждая в своих современниках жажду христианского подвига, святитель Феофан писал произведения о правильном прохождении духовной жизни. За глубокий анализ движений души его называют основателем православной психологии.

Особо выделяет святителя Феофана подвиг уединения и затворничества, к которому он стремился с юности и которого достиг в 51 год своей жизни. Надо подчеркнуть, что он ушел на покой не для отдыха, а ради усиленного служения Матери Церкви. Святитель глубоко ощущал, как говорил один из его современников, «наступление нового момента исторической жизни нашего интеллигентного общества» и свою обязанность «ответить коренной настоятельнейшей нужде этого момента».

Пребывая на покое, а затем в затворе, он продолжал оставаться на передовой как истинный воин Христов: защищал Церковь от веяний рационалистического подхода к вере, нигилизма, оккультизма, вольнодумства, сектантства, атеизма; учил православных христиан, как правильно веровать и устроить свою духовную жизнь; служил маяком для людей, ищущих духовные и нравственные ориентиры.

Именно на покое и в затворе, святитель Феофан смог в полной мере посвятить себя научно-богословской, переводческой деятельности, а также толкованию посланий святого апостола Павла. В этот период из-под его пера выходит ряд произведений по праву вошедших в сокровищницу святоотеческого наследия. Среди них можно выделить такие переводы как «Добротолюбие» в пяти томах и «Слова преподобного Симеона Нового Богослова». Стоит сказать, что святитель Феофан не ограничивался прямым переводом творений древних отцов, но актуализировал их, делая более понятными для современных ему читателей, становясь в полной мере соавтором тех подвижников, слова которых он переводил.

Помимо переводов наследия святых отцов и толкования Священного Писания святитель Феофан неустанно занимался пастырским руководством. Со своими многочисленными духовными чадами он общался посредством переписки. До нас дошли более чем 1 400 писем святителя, в которых он утешает и наставляет всех, кто обратился к нему в духовной скорби, сомнении, трудной жизненной ситуации.

Оставив мир, святитель Феофан не отгородился от его проблем, старался быть в курсе общественной, литературной и научной жизни. Он читал газеты и журналы, которые выписывал не только в России, но и за рубежом, живо интересуясь новостями науки и техники, а также событиями, происходившими по всему миру. По поводу многих из них святитель высказывал свое мнение, что нашло отражение в его обширной переписке. Также он следил за международной обстановкой и консультировал по болгарскому вопросу, имея авторитет среди российских дипломатов.

Наряду с богословием и духовным окормлением святитель Феофан активно занимался физическим трудом. Как известно, в его келье были токарный и другие станки, при помощи которых он изготавливал и ремонтировал стоявшую в ней мебель. Для своего развития он приобрел скрипку и фисгармонию, «гуделку», как он ее называл, на которых святитель разучивал различные мелодии, в том числе и богослужебных песнопений.

Как видим, святой епископ-подвижник понимал затвор не как полное отрешение от мира, свойственное монашескому деланию первых веков христианства, а как сосредоточенное уединение ради достижения наибольшей чистоты духовного подвига и, через него, оказание помощи страждущим соотечественникам.

Святые мощи святителя Феофана пребывают в Свято-Успенском Вышенском монастыре в Рязанской области. 29 июня отмечается его память.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.