Спектакль по Достоевскому, а смех — гоголевский
Руководитель этой лаборатории, режиссер и педагог Игорь Яцко, соединил в постановке гротесковый мир персонажей Гоголя с реалистическими героями романа Достоевского «Бесы». Актеры произносят текст романа, не меняя его, но в персонажах Достоевского — Лизе, Ставрогине, Верховенском, Кириллове проскальзывают черты Коробочки, Чичикова, Плюшкина, Манилова.
Игорь Яцко в этом году поставил спектакль «Мертвые души», разобрав всех героев с точки зрения их принадлежности к миру потусторонних сил: призраков, демонов, бесов, «князей тьмы».
Сам сюжет, который Пушкин рассказал Гоголю, к этому направляет: ведь здесь идет торговля покойниками — «мертвыми душами». И в романе «Бесы» люди, обуреваемые соблазнами, пороками, безумными идеями о «сверхчеловеке», буквально распоряжаются как своими жизнями, так и жизнями других людей. В «Бесах» живые убивают живых, причем не в порыве страсти, а осознанно, произнося при этом философские речи.
Игорь Яцко вместе с актерами провели параллели между Гоголем и Достоевским. Готовясь к спектаклю, они читали не только произведения авторов, их биографии, но и работы литературоведов. Философ, теоретик искусства Вячеслав Иванов в своем труде «Достоевский и роман-трагедия» противопоставляет Гоголя Достоевскому: «Мне они представляются полярно противоположными: у одного лики без души, у другого — лики душ: у гоголевских героев души мертвы, а у героев Достоевского души живые и живучие, иногда все же умирающие, но чаще всего уже воскресающие или уже воскресшие».
Именно на этой антитезе — «мертвых и живых душ» — Яцко строит свой спектакль.
А общее помимо «нечистой силы» между Гоголем и Достоевским, по мнению Яцко, — смех. Поэтому выбор жанра спектакля — комедия.
— Мы рассматриваем роман «Бесы» как высокую комедию. При всей мрачности событий, которые там происходят, главным героем является смех. Насмешка над миром людей, которые «перечертили чертей», — сказал «ВМ» Игорь Яцко.
Одни и те же актеры в разных сценах играют разных героев. Каждый участник спектакля, подобно хамелеону, сбрасывает свою кожу и поселяется в другую. Дьявол — великий артист, который до неузнаваемости меняет одежды, обличия и роли, и человек, управляемый «бесами», теряет свою личность, целостность, а в итоге душу. Его душа становится «блуждающей» и обреченной.
Игорь Яцко использует патриархальный быт русской провинции — большой стол, белую скатерть, самовар, показывая, как темные силы как бы внезапно, но при этом безудержно накрывают и людей.