Полыхающий июль. Московский метрополитен внес свой вклад в победу Красной армии на Курской дуге
Сколько полей в России? Ни один краевед, ни один ученый или историк не ответит на этот вопрос. Но среди них только три поля ратной славы. Первое — Куликово, где в 1380 году войско московского князя Дмитрия Ивановича разбило полчище хана Мамая. Второе — Бородинское, где в 1812 году Наполеон так и не смог разгромить русскую армию. Третье — Прохоровское, где 75 лет назад произошло грандиозное танковое сражение, равного которому в истории еще не было.
Сегодня там, где шли бои, создан прекрасный музейный комплекс, построен храм святых апостолов Петра и Павла, стрижи прочерчивают своими острыми крылами мирное небо.
А 75 лет назад земля здесь ходила ходуном от взрывов тысяч орудий. Войска Воронежского фронта под командованием генерала армии Николая Ватутина, упершись о несколько рубежей обороны, дрались с лучшими частями гитлеровской армии, среди которых было сразу три дивизии СС, укомплектованных новейшими танками и отборными бойцами.
В планы германского командования входило взятие в клещи огромной группировки советских войск, чтобы полностью срезать курский выступ. Так руководство фашистской армии и сам Гитлер планировали в очередной раз переломить ход войны в свою пользу. Без преувеличения можно сказать, что на Курской дуге и в самой напряженной ее точке — на Прохоровском поле решалась судьба не только России, но и всего мира.
В тысячезевный рев орудий влились и пушки бронепоезда «Московский метрополитен», который вместе с тяжелым бронепоездом № 737 входил в состав 60-го отдельного дивизиона бронепоездов.
Этот боевой железнодорожный состав был построен на средства работников московского метро и назван в честь предприятия. Так, находясь в сотнях километров от мест боев, столица продолжала сражаться с врагом вместе со всей страной. С первых дней сражения оба бронепоезда участвовали в боевых действиях, попортив фашистам немало крови. Заставить поезда замолчать враг смог, только бросив против них в несколько раз превосходящие силы.
— Рано утром 7 июля немцы заняли Смородино, Калинин и Ясную Поляну, угрожая выходом в тыл 60-го ОДБП. В этих условиях заместитель командира дивизиона по политчасти капитан Шиманский отдал приказ бронепоездам прорываться к Прохоровке. Отойдя от станции Сажное, где стояли оба поезда, на полтора-два километра, БП (бронепоезда) попали под обстрел противника, одновременно их атаковали до десяти немецких самолетов. Отстреливаясь, составы отбили атаку и двинулись вперед. Не доходя до станции Беленихино, БП вновь подверглись воздушной атаке. Тогда по ним открыли огонь немецкие танки и артиллерия. Полотно железной дороги впереди оказалось разрушено, и командиры бронепоездов выслали ремонтные бригады, начав отход к Сажному. Не доходя до станции 2,5–3 километра, они вновь подверглись атаке самолетов противника. В результате БП № 737 сошел с рельсов. И попал на разрушенный участок полотна, на восстановление которого был выведен весь личный состав за исключением одного расчета 107-миллиметрового орудия и зенитчиков. «Московский метрополитен» получил прямое попадание снаряда в бронепаровоз, в результате чего не мог двигаться, — рассказал научный сотрудник музеязаповедника «Прохоровское поле» Юрий Глазунов, который восстановил картину боя на основании архивных документов и воспоминаний участников. Один из них — Борис Перлин, командир бронеплощадки бронепоезда «Московский метрополитен», чьи мемуары дошли до нас.
«Из-за непрерывной стрельбы внутри бронеплощадки стало невыносимо жарко, вся команда сняла с себя гимнастерки и даже нательные рубашки. Пот заливал глаза, мешая вести прицельный огонь. Фашистские танки так и не прошли на нашем участке. Но и бронепоезд был полностью выведен из строя: разбиты все бронеплощадки, паровоз. Командир бронепоезда капитан Есин приказал мне и ефрейтору моей бронеплощадки Трошкину прикрыть отход оставшихся членов экипажа бронепоезда… Покинув бронепоезд, мы примерно полчаса отстреливались из пулеметов и автоматов от наседавшего врага. А стрельба, бомбежки были непрерывными…»
Сегодня о войне напоминает памятная доска на здании станции Беленихино. Каждый год сюда приезжает ветеран Курской битвы, жительница столицы Мария Рохлина. Неподалеку от станции в июле 1943-го сражалась 95-я гвардейская стрелковая дивизия, бойцы которой били врагов еще в Сталинграде. В ночь с 9 на 10 июля дивизия заняла район высоты 226,6 и два следующих дня отбивала атаки танков противника. Бойцы сражались гранатами, бутылками с зажигательной смесью, били машины из противотанковых ружей.
— Мы люди сталинградской закалки, — рассказала Мария Михайловна, которая служила в дивизии санинструктором. — Мы поклялись, что, пока будем живы, не допустим, чтобы стерлась память о войне и тех, кто воевал, о наших павших товарищах. И я останусь верна этой клятве до самого конца.
На братской могиле в селе Прелестном недалеко от прохоровского поля похоронены бойцы и командиры 95-й гвардейской стрелковой дивизии. Многих из них Мария Рохлина знала лично. На камне вырезана надпись — Павел Шпетный. В июле 1943 года взвод гвардии старшего лейтенанта Павла Шпетного до последнего сдерживал наступление немецких танков, стремившихся перерезать дорогу Прохоровка — Карташевка. Павел Шпетный, когда кончились патроны, сам бросился под танк со связкой гранат. Теперь небольшое поле неподалеку от Прохоровки так и называется — поле Шпетного.
— Мне никогда не забыть тех боев. На моих глазах, на моих руках умирали мои товарищи. Что могла я для них сделать? Многие перед смертью просили их поцеловать. Столько лет прошло, но я до сих пор помню, как молодой парень, танкист, раненный в живот, умирая, звал маму. Такое не забыть до самого смертного одра, — поделилась Мария Рохлина.
Земля вокруг Прохоровки до сих пор хранит страшные свидетельства июльских боев 1943 года. Научный сотрудник музея Юрий Глазунов показал интересный экспонат — гильзы, которые в течение нескольких лет находил на своем огороде местный житель. Всего получилось ведра на два. И до сих пор находят не только гильзы, но и танки.
Куски брони немецких машин, найденных в окрестностях Прохоровки, нашли себе пристанище на площадке рядом с экспозицией техники. Они как кости ископаемых динозавров.
Обломки вражеских машин попирают сегодня ноги внуков и правнуков тех, кто отдал когда-то за победу самое ценное, что есть у человека, — свою жизнь. И нет сегодня для потомков чести выше, чем быть наследниками победителей.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Константин Черкасский, директор Народного музея метро:
— Три дня — именно столько времени было отведено войной бронепоезду «Московский метрополитен». Кажется, что это мало. Но кто знает: может быть, именно те три дня определили исход всего сражения. За этот период на своем участке «Московский метрополитен» сдерживал врага, уничтожил четыре самолета, шесть тяжелых танков и самоходных установок немецких войск. Враг так и не смог перерезать железнодорожную линию в этом районе.
СПРАВКА
В своей книге мемуаров «Воспоминания и размышления» маршал Георгий Жуков рассказывает о событиях в районе деревни Прохоровки. Он пишет: «В течение 12 июля на Воронежском фронте шла величайшая битва танкистов, артиллеристов, стрелков и летчиков, особенно ожесточенная на прохоровском направлении, где наиболее успешно действовала 5-я гвардейская танковая армия под командованием генерала Павла Ротмистрова».
МНЕНИЕ
Великое танковое сражение поменяло ход Второй мировой войны
Дмитрий Жуков, военный историк, писатель, автор книг о Великой Отечественной войне:
— Курская битва считается самым великим танковым сражением в военной истории. По своим последствиям для дальнейшего хода Второй мировой войны советская победа на Курском выступе сыграла решающую роль. Если до лета 1943 года у нацистов, их европейских союзников и сателлитов еще оставалась надежда на осуществление своих стратегических планов, то после разгрома под Орлом, Курском и Белгородом они были вынуждены практически непрерывно отступать. Тотальная война, провозглашенная Геббельсом в начале того года, в конечном итоге обратилась для фашистского блока тотальным крахом.
Скупые статистические строки свидетельствуют, что с 5 июля по 23 августа в битве с обеих сторон участвовали свыше двух миллионов человек, почти 30 тысяч орудий, более шести тысяч танков и четырех тысяч самолетов. Несомненно, это были самые лучшие, многократно испытанные в боях силы и средства, которыми руководили лучшие же полководцы и командиры — и советская армия, и ее противники, по сути, выложили здесь все свои козыри.
Достаточно сказать, что под Курском маршалу Советского Союза Георгию Жукову, который координировал действия Западного, Степного, Воронежского и Брянского фронтов, противостояли такие именитые гитлеровские фельдмаршалы, как Эрих фон Манштейн, Гюнтер фон Клюге, Вальтер Модель… В кульминационный момент битвы — во время сражения на Прохоровском поле 12 июля — танкистам генерал-лейтенанта Павла Ротмистрова, ставшего впоследствии главным маршалом бронетанковых войск и Героем Советского Союза, предстояло столкнуться с элитой германских вооруженных сил — частями эсэсовских дивизий «Лейбштандарт», «Дас Рейх» и «Мертвая голова».
Курская битва состояла из сотен и тысяч оборонительных и наступательных операций, боев и эпизодов, каждый из которых навеки прославил советских генералов и офицеров, сержантов и рядовых бойцов. Именно их усилиями противнику был нанесен чрезвычайно чувствительный, отчасти невосполнимый ущерб, который в дальнейшем позволил советским войскам непрерывно наращивать темп наступления на Запад.
Сегодня любой может посетить электронные архивные информационные сервисы Министерства обороны России — портал «Память народа», объединенные банки данных «Мемориал» и «Подвиг народа». Здесь содержатся дневники боевых действий соединений, частей и подразделений Красной армии, а также наградные документы героев. Весомое место занимают материалы, посвященные событиям Курской битвы. Вчитываясь в написанные от руки или напечатанные на машинке свидетельства той эпохи, можно уверенно сказать: тогда, семьдесят пять лет назад, советский солдат изменил всю последующую историю цивилизации.