Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Хрусталь

Хрусталь

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

Полыхающий июль. Московский метрополитен внес свой вклад в победу Красной армии на Курской дуге

Сюжет: 

Армия
Общество
Полыхающий июль. Московский метрополитен внес свой вклад в победу Красной армии на Курской дуге
Ветеран Курской битвы, санинструктор 95-й гвардейской стрелковой дивизии Мария Рохлина у памятного знака на станции Беленихино, рядом с которой она воевала в июле 1943 года / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
12 июля исполняется 75 лет сражению под Прохоровкой, где советские войска остановили немецкое наступление. Страшный удар, который наносили вражеские войска по южному фасу Курской дуги, должен был привести к разгрому или окружению нескольких армий СССР. Германское командование планировало вновь взять инициативу в свои руки и изменить ход войны. Эти усилия разбились о мужество и стойкость наших дедов и прадедов.

Сколько полей в России? Ни один краевед, ни один ученый или историк не ответит на этот вопрос. Но среди них только три поля ратной славы. Первое — Куликово, где в 1380 году войско московского князя Дмитрия Ивановича разбило полчище хана Мамая. Второе — Бородинское, где в 1812 году Наполеон так и не смог разгромить русскую армию. Третье — Прохоровское, где 75 лет назад произошло грандиозное танковое сражение, равного которому в истории еще не было.

Сегодня там, где шли бои, создан прекрасный музейный комплекс, построен храм святых апостолов Петра и Павла, стрижи прочерчивают своими острыми крылами мирное небо.

А 75 лет назад земля здесь ходила ходуном от взрывов тысяч орудий. Войска Воронежского фронта под командованием генерала армии Николая Ватутина, упершись о несколько рубежей обороны, дрались с лучшими частями гитлеровской армии, среди которых было сразу три дивизии СС, укомплектованных новейшими танками и отборными бойцами.

В планы германского командования входило взятие в клещи огромной группировки советских войск, чтобы полностью срезать курский выступ. Так руководство фашистской армии и сам Гитлер планировали в очередной раз переломить ход войны в свою пользу. Без преувеличения можно сказать, что на Курской дуге и в самой напряженной ее точке — на Прохоровском поле решалась судьба не только России, но и всего мира.

В тысячезевный рев орудий влились и пушки бронепоезда «Московский метрополитен», который вместе с тяжелым бронепоездом № 737 входил в состав 60-го отдельного дивизиона бронепоездов.

Этот боевой железнодорожный состав был построен на средства работников московского метро и назван в честь предприятия. Так, находясь в сотнях километров от мест боев, столица продолжала сражаться с врагом вместе со всей страной. С первых дней сражения оба бронепоезда участвовали в боевых действиях, попортив фашистам немало крови. Заставить поезда замолчать враг смог, только бросив против них в несколько раз превосходящие силы.

Полыхающий июль. Московский метрополитен внес свой вклад в победу Красной армии на Курской дуге 1943 год. Командир бронепоезда «Московский метрополитен» капитан Борис Есин

— Рано утром 7 июля немцы заняли Смородино, Калинин и Ясную Поляну, угрожая выходом в тыл 60-го ОДБП. В этих условиях заместитель командира дивизиона по политчасти капитан Шиманский отдал приказ бронепоездам прорываться к Прохоровке. Отойдя от станции Сажное, где стояли оба поезда, на полтора-два километра, БП (бронепоезда) попали под обстрел противника, одновременно их атаковали до десяти немецких самолетов. Отстреливаясь, составы отбили атаку и двинулись вперед. Не доходя до станции Беленихино, БП вновь подверглись воздушной атаке. Тогда по ним открыли огонь немецкие танки и артиллерия. Полотно железной дороги впереди оказалось разрушено, и командиры бронепоездов выслали ремонтные бригады, начав отход к Сажному. Не доходя до станции 2,5–3 километра, они вновь подверглись атаке самолетов противника. В результате БП № 737 сошел с рельсов. И попал на разрушенный участок полотна, на восстановление которого был выведен весь личный состав за исключением одного расчета 107-миллиметрового орудия и зенитчиков. «Московский метрополитен» получил прямое попадание снаряда в бронепаровоз, в результате чего не мог двигаться, — рассказал научный сотрудник музеязаповедника «Прохоровское поле» Юрий Глазунов, который восстановил картину боя на основании архивных документов и воспоминаний участников. Один из них — Борис Перлин, командир бронеплощадки бронепоезда «Московский метрополитен», чьи мемуары дошли до нас.

«Из-за непрерывной стрельбы внутри бронеплощадки стало невыносимо жарко, вся команда сняла с себя гимнастерки и даже нательные рубашки. Пот заливал глаза, мешая вести прицельный огонь. Фашистские танки так и не прошли на нашем участке. Но и бронепоезд был полностью выведен из строя: разбиты все бронеплощадки, паровоз. Командир бронепоезда капитан Есин приказал мне и ефрейтору моей бронеплощадки Трошкину прикрыть отход оставшихся членов экипажа бронепоезда… Покинув бронепоезд, мы примерно полчаса отстреливались из пулеметов и автоматов от наседавшего врага. А стрельба, бомбежки были непрерывными…»

Сегодня о войне напоминает памятная доска на здании станции Беленихино. Каждый год сюда приезжает ветеран Курской битвы, жительница столицы Мария Рохлина. Неподалеку от станции в июле 1943-го сражалась 95-я гвардейская стрелковая дивизия, бойцы которой били врагов еще в Сталинграде. В ночь с 9 на 10 июля дивизия заняла район высоты 226,6 и два следующих дня отбивала атаки танков противника. Бойцы сражались гранатами, бутылками с зажигательной смесью, били машины из противотанковых ружей.

— Мы люди сталинградской закалки, — рассказала Мария Михайловна, которая служила в дивизии санинструктором. — Мы поклялись, что, пока будем живы, не допустим, чтобы стерлась память о войне и тех, кто воевал, о наших павших товарищах. И я останусь верна этой клятве до самого конца.

На братской могиле в селе Прелестном недалеко от прохоровского поля похоронены бойцы и командиры 95-й гвардейской стрелковой дивизии. Многих из них Мария Рохлина знала лично. На камне вырезана надпись — Павел Шпетный. В июле 1943 года взвод гвардии старшего лейтенанта Павла Шпетного до последнего сдерживал наступление немецких танков, стремившихся перерезать дорогу Прохоровка — Карташевка. Павел Шпетный, когда кончились патроны, сам бросился под танк со связкой гранат. Теперь небольшое поле неподалеку от Прохоровки так и называется — поле Шпетного.

— Мне никогда не забыть тех боев. На моих глазах, на моих руках умирали мои товарищи. Что могла я для них сделать? Многие перед смертью просили их поцеловать. Столько лет прошло, но я до сих пор помню, как молодой парень, танкист, раненный в живот, умирая, звал маму. Такое не забыть до самого смертного одра, — поделилась Мария Рохлина.

Земля вокруг Прохоровки до сих пор хранит страшные свидетельства июльских боев 1943 года. Научный сотрудник музея Юрий Глазунов показал интересный экспонат — гильзы, которые в течение нескольких лет находил на своем огороде местный житель. Всего получилось ведра на два. И до сих пор находят не только гильзы, но и танки.

Куски брони немецких машин, найденных в окрестностях Прохоровки, нашли себе пристанище на площадке рядом с экспозицией техники. Они как кости ископаемых динозавров.

Обломки вражеских машин попирают сегодня ноги внуков и правнуков тех, кто отдал когда-то за победу самое ценное, что есть у человека, — свою жизнь. И нет сегодня для потомков чести выше, чем быть наследниками победителей.

Полыхающий июль. Московский метрополитен внес свой вклад в победу Красной армии на Курской дуге 1943 год. Командир бронепоезда «Московский метрополитен» капитан Борис Есин

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Константин Черкасский, директор Народного музея метро:

— Три дня — именно столько времени было отведено войной бронепоезду «Московский метрополитен». Кажется, что это мало. Но кто знает: может быть, именно те три дня определили исход всего сражения. За этот период на своем участке «Московский метрополитен» сдерживал врага, уничтожил четыре самолета, шесть тяжелых танков и самоходных установок немецких войск. Враг так и не смог перерезать железнодорожную линию в этом районе.

СПРАВКА

В своей книге мемуаров «Воспоминания и размышления» маршал Георгий Жуков рассказывает о событиях в районе деревни Прохоровки. Он пишет: «В течение 12 июля на Воронежском фронте шла величайшая битва танкистов, артиллеристов, стрелков и летчиков, особенно ожесточенная на прохоровском направлении, где наиболее успешно действовала 5-я гвардейская танковая армия под командованием генерала Павла Ротмистрова».

МНЕНИЕ

Великое танковое сражение поменяло ход Второй мировой войны

Дмитрий Жуков, военный историк, писатель, автор книг о Великой Отечественной войне:

— Курская битва считается самым великим танковым сражением в военной истории. По своим последствиям для дальнейшего хода Второй мировой войны советская победа на Курском выступе сыграла решающую роль. Если до лета 1943 года у нацистов, их европейских союзников и сателлитов еще оставалась надежда на осуществление своих стратегических планов, то после разгрома под Орлом, Курском и Белгородом они были вынуждены практически непрерывно отступать. Тотальная война, провозглашенная Геббельсом в начале того года, в конечном итоге обратилась для фашистского блока тотальным крахом.

Скупые статистические строки свидетельствуют, что с 5 июля по 23 августа в битве с обеих сторон участвовали свыше двух миллионов человек, почти 30 тысяч орудий, более шести тысяч танков и четырех тысяч самолетов. Несомненно, это были самые лучшие, многократно испытанные в боях силы и средства, которыми руководили лучшие же полководцы и командиры — и советская армия, и ее противники, по сути, выложили здесь все свои козыри.

Достаточно сказать, что под Курском маршалу Советского Союза Георгию Жукову, который координировал действия Западного, Степного, Воронежского и Брянского фронтов, противостояли такие именитые гитлеровские фельдмаршалы, как Эрих фон Манштейн, Гюнтер фон Клюге, Вальтер Модель… В кульминационный момент битвы — во время сражения на Прохоровском поле 12 июля — танкистам генерал-лейтенанта Павла Ротмистрова, ставшего впоследствии главным маршалом бронетанковых войск и Героем Советского Союза, предстояло столкнуться с элитой германских вооруженных сил — частями эсэсовских дивизий «Лейбштандарт», «Дас Рейх» и «Мертвая голова».

Курская битва состояла из сотен и тысяч оборонительных и наступательных операций, боев и эпизодов, каждый из которых навеки прославил советских генералов и офицеров, сержантов и рядовых бойцов. Именно их усилиями противнику был нанесен чрезвычайно чувствительный, отчасти невосполнимый ущерб, который в дальнейшем позволил советским войскам непрерывно наращивать темп наступления на Запад.

Сегодня любой может посетить электронные архивные информационные сервисы Министерства обороны России — портал «Память народа», объединенные банки данных «Мемориал» и «Подвиг народа». Здесь содержатся дневники боевых действий соединений, частей и подразделений Красной армии, а также наградные документы героев. Весомое место занимают материалы, посвященные событиям Курской битвы. Вчитываясь в написанные от руки или напечатанные на машинке свидетельства той эпохи, можно уверенно сказать: тогда, семьдесят пять лет назад, советский солдат изменил всю последующую историю цивилизации.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.