Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Александр Журбин: Композитор поет не голосом, а душой

Развлечения
Александр Журбин
Александр Журбин / Фото: Анатолий Сидоров
В четверг, 22 октября, в Московском Доме музыки открывается Четвертый юбилейный фестиваль Александра Журбина.

Фестиваль – большой, многогранный, охватывающий все грани творчества одного из самых интересных композиторов мира и отдающий предпочтение новым постановкам.

- Александр Борисович, нынешний юбилейный фестиваль будет проходить под девизом «Все к лучшему». Вы действительно считаете: «Все, что не происходит в нашем мире - все к лучшему»? Или в этом есть элемент  иронии?

- Это название взято из моей песни, написанной очень давно на стихи моей жены Ирины Гинзбург-Журбиной. И в каком-то смысле это действительно наш девиз, наш символ веры. Мы считаем, что все, что случается в нашей жизни, так или иначе ведет в хорошую сторону. И даже то, что поначалу казалось провалом, неудачей, неожиданно оказывается правильным ходом, работающим на позитив, открывающим новые горизонты. Уверен, что каждый может вспомнить что-то в этом роде из своей собственной жизни.

Ведь неудачи – укрепляют, закаляют, дают новые силы. Есть знаменитое выражение Ницше, которое я очень люблю: «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее». Именно из этой фразы вытекает продолжение: все что ни делается - все к лучшему.

- Фестиваль начнется 22 октября концертом в Светлановском зале Дома музыки. Чем обусловлен выбор даты и места? Почему в качестве первого аккорда вы избрали исполнение Симфонии 1 и 5 для альта с оркестром? Не потому ли, что альт – ваш любимый инструмент?

- Вы угадали: альт - мой любимый инструмент. Так получилось, что я учился играть на виолончели, а мой лучший друг в моем классе был альтист. Потом подрос мой младший брат, и тоже стал альтистом. Ну а потом вырос мой сын, и среди многих инструментов, на которых он играет, лучше всего у него получается на альте…

Я написал для альта несколько сочинений: и с оркестром, и с роялем, и одно из них – "Концерт для альта с оркестром". Это мое раннее сочинение, написанное в возрасте 25 лет. Но, кажется, звучит вполне современно. Между прочим, в Москве прозвучит впервые.

Примерно тогда же я написал 1-ю симфонию - она была моей дипломной работой, когда я заканчивал Институт имени Гнесиных по классу профессора Н.И. Пейко. Я ее немного подправил, совсем чуть-чуть, и по-моему она вполне достойна быть услышанной.

Ну а 5-я симфония – это самое последнее мое сочинение, можно смело сказать, что в партитуре еще чернила не просохли… Мне пока трудно о ней говорить, я сам не знаю что получилось… Единственно, что я знаю – она большая по продолжительности… В ней 15 частей (в обычной симфонии как правило 3-4), и там много самых разных «музык»… Мне самому интересно, как она прозвучит.

- Кстати, на каких еще музыкальных инструментах вы играете? В одном телевизионной передаче я видела вас за фортепиано?

- На самом деле как раз на фортепиано я не играю. Вернее так: я никогда на фортепиано не учился. Несколько уроков так называемого общего фортепиано - не в счет. Учился я по настоящему на виолончели, и играл довольно прилично, был лауреатом нескольких конкурсов. А на фортепиано я – абсолютный самоучка, так, умею делать вид. Но всем нравится, когда я играю, а еще больше нравится, когда я играю и пою. Хотя у меня абсолютно нет голоса… Но есть известное выражение, что композитор поет не голосом, а душой…

- Судя по программе фестиваля, вы хотите представить публике различные жанры, показав все грани своего таланта? Все же какой жанр – ваш любимый?

- Вы знаете, я попробовал себя во многих жанрах… В некоторых что-то написал, и больше не прикасался (например, сочинения для хора а капелла) В некоторых, наоборот, попробовав, пристрастился, и занимаюсь этим всю жизнь (музыкальный театр). А есть такие странные отклонения – например, моя музыка для баяна. Немногие знают, что я написал около 10 произведений для баяна, и некоторые из них стали практически классикой, правда, среди баянистов. Так что не бывает плохих жанров. Бывает плохая и хорошая музыка – в любом жанре.

- В рамках фестиваля прозвучит редкая вещь – хоровая кантата на поэму Цветаевой «Крысолов». Как возникла идея переложить на музыку далеко не самое известное произведение Марины Ивановны?

- Я очень люблю творчество Цветаевой, считаю ее своим поэтом. Когда-то купил том ее стихов (Большая Библиотека Поэта) и он всю жизнь со мной, более 50 лет. Несколько раз я подступался к ее творчеству в разные периоды жизни. У меня написаны на ее стихи три вокальных цикла и вот кантата «Крысолов». «Крысолов» будет исполнен впервые, и для это очень важно, как он прозвучит. Это великая поэма, к сожалению малоизвестная… Там речь о противостоянии художника и общества, бюргеров и романтиков.

Я знаю, что в Москве и в России есть очень много страстных поклонников Цветаевой, и я бы очень хотел чтобы они все пришли. Это будет 19 ноября в Камерном зале Московского Дома Музыки.

- Фестиваль проходит в Москве. Как вы считаете, в столице музыкальная культура находится на высоком уровне? Молодежь интересуется серьезной музыкой или, быть может, ваш фестиваль направлен на то, чтобы поднять уровень культуры в столице России?

- Я ведь нигде не преподаю, и поэтому не занимаюсь «подъемом культурного уровня молодежи». Этим должны заниматься педагоги, учителя музыки, лекторы-просветители. В основном нахожусь дома и пишу музыку. Но тешу себя надеждой, что вношу небольшой вклад в воспитание молодежи. Этот мой вклад – мои радио и телепрограммы, интервью, статьи, мои книги и диски. Я воспитан на классической музыке, на прекрасной литературе и высоком искусстве… И всю эту мою любовь я стараюсь передать всем, кто меня окружает. Это не значит, что я призываю их все время находиться в мире классики, слушать только Бетховена, читать только Шекспира… Нет, я за широкий кругозор, за знание всего интересного, что делается в мире, и тогда, и сейчас. Но держаться подальше от пошлости, от попсы, от дешевки.

- Какие еще произведения прозвучат на фестивале впервые?

- Их много. Несколько театральных премьер – опера «Мелкий бес», мюзиклы «Недоросль» и «Щелкунчик», два новых диска, десяток новых песен. Ну и 5-я симфония, хор из оперы «Анна К», Фортепианная соната.

- Кажется, вы решили организовать большой-большой музыкальный праздник, не так ли? А вы любите устраивать праздники? Если да, откуда в вас эта потребность?

- Это правда, я люблю радовать друзей. Мы с моей женой, поэтессой Ириной Гинзбург-Журбиной всегда, где бы ни были, поем, играем, стараемся чтобы у всех было хорошее настроение. Так у нас заведено уже давно, мы вместе около 40 лет. И все наши друзья это знают: встреча с нами – это праздник.

- Александр Борисович, а какой главный музыкальный подарок вы сделали себе сами к юбилею?

- Всего дороже всегда самые последние сочинения. Сегодня это опера «Мелкий Бес» и 5-я симфония. А впереде и постановка моих новых сочинений: оперы «Диббук», «Анна К.» и «3 новеллы о любви». Это и есть лучшие подарки.

- Пишете ли вы сейчас музыку к кино?

- В кино я последнее время я работаю мало. Если раньше было 3-4 фильма в год, то теперь один в 3 года. Но я не ропщу, и не жалею… Хороших фильмов в России делается очень мало, и меня в них не приглашают… А писать музыку к плохим фильмам, тратить на это свою жизнь не хочется… Ведь жизнь так коротка, а у меня еще столько планов.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.