Авраам ‑ последнее испытание
Действительно, тут есть над чем задуматься. С рождением наследника — сына Исаака, в жизнь Авраама вошло столько счастья, радости, глубокого покоя, что забылись все предыдущие невзгоды и лишения. Получив, наконец, исполнение долгожданного обетования, человек умоляет: «Господи, пусть больше ничего не меняется в моей жизни! Мне большего не нужно, лишь то, что даровал, не отними!». Но когда сын возрос, как мы знаем, Бог вновь испытывает веру Авраама, требуя принести Исаака в жертву (Быт. 22, 2). Аврааму легче было отдать Богу свою жизнь, но Бог велит отдать самое дорогое — жизнь сына. Каково испытание! Это нам известно, что финал истории оказался благим, Авраам же того не знал. Тем не менее, не колеблясь, он идет выполнять волю Творца.
Для чего Бог так поступает с тем, кто Его действительно любит всем сердцем? Давая такое непосильное повеление, Господь не стремится оценить веру человека. Ему и так известны все тайны каждого из нас. Но самому человеку важно понять, ради чего он верит в Бога. Ради тех благ, которые он хочет получить от своего Создателя? Ради избавления от бед? Или он хочет быть с Богом, потому что Господь для него главное благо и высшая ценность, дороже всего на свете? У Авраама была такая любовь к Богу, что без Него ему не нужны были ни покой, ни богатство, ни сын. Именно такое отношение к Творцу порождает правильное соотношение человеческой воли с волей Божественной, как сказал святитель Иоанн (Максимович): «Чего хочет Бог, того хочу и я; а чего Он не хочет, того и я не хочу», — и добавил: «Ничего нет сильнее таковой любви!».
Все, абсолютно все дано человеку Богом. Потому и апостол Павел спрашивает: «Что ты имеешь, чего бы не получил?» (1 Кор. 4, 7). Все дары человек обретает для того, чтобы через них прийти к Господу. А в терпении скорбей, болезней, лишений человек может закалить свое доверие к Богу, веру в Его благой Промысл. Как утвердился Авраам, который не усомнился в исполнении обещания Божия: «Я произведу от тебя великий народ» (Быт. 12, 2), даже не предполагая, каким способом Господь осуществит это. Так что последним и самым тяжелым испытанием Бог не проверял, а укреплял веру Авраама, делал ее совершенной, неколебимой житейскими опасениями.
Так же Господь укрепляет веру каждого человека – в меру его сил. Веру, прошедшую через страдания и утвержденную ими, святые отцы сравнивают с золотом, очищенным огнем. Такая вера гораздо более прочный фундамент, чем вера, не прошедшая через горнило испытаний. К ним, по мысли преподобного Макария Великого, относятся не только беды, лишения и болезни, но и прямо противоположное: материальное благополучие, физическое здоровье, слава и почет, которые для людей маловерных служат препятствием к вечной жизни, а верным, благоразумным и мужественным людям помогают достичь Царства Божия. Так и апостол Павел писал, что для любящих Бога «все содействует ко благу» (Рим. 8, 28).
Все посылаемые человеку испытания предназначены раскрыть в нем любовь к Богу, превышающую любовь ко всему остальному в мире. «Истинный боголюбец, расторгнув, преодолев и миновав все, что в мире почитается препятствием, объемлется единою божественной любовью», — учит преподобный Макарий. Так что все препятствия на пути духовного возрастания призваны укреплять в человеке любовь к Богу, они необходимы для нашего вечного спасения и поэтому должны радовать как предвестники будущего блаженства.
Неслучайно апостол Павел призывает нас всегда радоваться, непрестанно молиться и за все благодарить Бога (1 Фес. 5, 16—18). Благодарить Господа надо не только при исполнении наших просьб и желаний, но и в скорбях, болезнях, лишениях. Ибо пройдя через них, человек приобретает главное — ведение Бога, приближение к Его Небесному Царству, что дороже всех земных приобретений и временных радостей.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции