Молитва у дороги, или Лицензия на толерантность
Спешил я недавно домой после встречи с друзьями, поймал такси и попросил водителя-араба поторопиться. Он сказал: «Ок», — и минут через 15 неожиданно остановился у обочины: «Извини, дорогой, время молитвы...» Постелил у машины коврик, опустился на колени и стал молиться. И я дожидался, когда он закончит свое священнодействие...
Сегодня на улицах наших городов — около 45 тысяч такси, готовых в любое время суток доставить вас в любой населенный пункт. А в святую для евреев Царицу Субботу такси становится единственным транспортным средством во многих городах страны, особенно в Иерусалиме.
Чтобы стать таксистом, нужно, во-первых, быть гражданином Израиля не моложе 20 лет, знать иврит, во-вторых, иметь двухгодичный водительский стаж работы на автобусах или грузовом транспорте. Кроме того, требуется пройти медицинское освидетельствование — психического состояния, проверку зрения, подтвердить отсутствие серьезных заболеваний. Будущий таксист четыре месяца изучает технические характеристики транспорта, географию страны и английский язык.
Обычный израильский таксист, как правило, работает на личной машине. Белый цвет кузова, на крыше и на борту — номер полученной лицензии. Машина должна быть оборудована кондиционером. Дмитрий Кипнис, таксист из Хайфы, поделился с «ВМ» своими секретами:
— Я приехал в 1997 году из Минска, там работал водителем автобуса и таксистом. Купили на двоих с напарником машину, взяли напрокат лицензию за 1500 шекелей в месяц (сегодня это чуть больше 30 тысяч рублей. — «ВМ»), нашли удобную для себя станцию (диспетчерскую) — и вот работаем уже почти 20 лет.
— Есть еще какие-то расходы?
— Конечно, есть. Платим диспетчерской ежемесячно 2600 шекелей плюс два госналога (НДС — 18 процентов и от заработка — 10 процентов). Ну и, как ты понимаешь, бензин, регулярные техосмотры и так далее...
— Заработка хватает?
— Не хватало бы — давно нашли бы другую работу...
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Исраэль Кац, министр транспорта Израиля:
- В ближайшие месяцы введут в эксплуатацию дополнительные 300 автомобилей такси для пассажиров в инвалидных креслах. При этом цена на проезд в них будет такая же, как и для других пассажиров.