Сапфиры и рубины укрывают лики святых
Все работы они передают в храмы, музеям и монастырям. Корреспондент «ВМ» посмотрела на удивительный процесс иконописания, который называется «живописная игла».
Иголка ловко прыгает по голубому бархату, не выходя за границы пяльцев. Потихоньку жемчуг, перламутр и драгоценные камни наполняют полотно. Так трудятся сотрудницы мастерской «Прикосновение» над образом чешской православной правительницы Людмилы, убитой своей невесткой и впоследствии причисленной к лику святых.
Для начала лик распечатывается на бумаге в нужной пропорции. Потом эскиз наносят на основу — лен или бархат. Вышивают иконы особо прочными нитками, которые состоят из лавсана с добавлением льна или хлопка. В изготовлении каждой иконы участвуют не менее трех человек: один вышивает нимб, второй — одеяние, третий — лик. Всего же в мастерской трудится восемь мастериц. На изготовление одной работы уходят месяцы...
— Используя технику жемчужного и золотого шитья, мы восстановили давно утраченную манеру исполнения ликов с помощью мик роигл, стеклярусов и бусинок, — объясняет руководитель мастерской Наталья Горковенко.
Мастерицы управляются двумя иголочками, которые называются волосками.
Одной они набирают драгоценные камни, а другой прошивают каждую песчинку, которыми впоследствии будет украшен лик.
Наталья сама садится за двухметровые пяльцы и демонстрирует корреспонденту «ВМ» технику укрывания ликов одеянием из драгоценных камней.
Образ как бы лепится мельчайшими штришками из капелек стекла, в которых есть отверстия. Вот почему эту вышивку называют живописью иглой либо мозаичным шитьем. Несколько стежков и икона начинает светиться и переливаться от обилия драгоценных камней.
В качестве палитры мастерицы используют натуральный жемчуг, хрусталь, рубины, сапфиры и лазурит. Никакого пластика или акрила. Все по древнейшим канонам исполнения окладов и икон.
В центре комнаты, уставленной окладами и материалами, — икона Жировицкая, прозванная в народе Благоуханной.
Мастерицы только над одной ее рамой, состоящей из десятка роз, трудятся более полутора лет. Цветы вышиты из рубинов, граната, перламутра, жемчуга, сапфиров.
— Мы постарались использовать в этой работе всю палитру камней, известных нам, как символ мира, который нас окружает, — объясняет Наталья Горковенко.