Елена Загрядская: Приглашаем найти работу на дне морском
В дверях класса я сталкиваюсь с мальчиком. Правая рука у него забинтована. «Это я доклад делал», — объясняет мальчик, перехватив мой взгляд.
Елена Александровна, что же это у вас за доклады?
Да вот рассказывали ребята, как в Амазонии с ягуаром повстречались...
Ого! Но в какую же экспедицию берут таких маленьких?
В воображаемую. Мы придумываем отчет о путешествии. Для этого надо изучить климат страны, в которую ты «съездил», животный мир. Потренироваться работать в команде: в нашей «амазонской экспедиции» один был климатологом, другой — гидрологом. Ребят надо только направить, а дальше они уже сами ищут свой путь. Взахлеб рассказывают, как сутками не могли высушить носки (прочитали про сезон дождей), как «пошли стирать и чуть не попались пираньям»...
А как быть с менее «наглядными» темами?
Превращать их в наглядные. Движение литосферных плит мы показываем, складывая лист бумаги. Ученики очень любят рассматривать образцы горных пород. Лепим модели вулканов. Как говорил психолог Леонид Занков, «ум, сердце и руки — вот что нужно развивать в детях, как единое целое».
Надеюсь, в проекте «Океания» этот самый спуск под воду будет понарошку?
Как раз у этого проекта результат будет наиболее осязаемый. Есть учебно-развлекательные центры под названием «детский город профессий» — в них каждая комната оформлена в особом стиле. Есть «мэрия», «больница», «пожарная часть»... Туда можно прийти и окунуться в атмосферу того или иного занятия. Мы решили познакомить посетителей с профессией океанолога. Помещение будет изображать подводный мир, увиденный через окошко батискафа. Ребята создают модели коралловых рифов, изучают язык аквалангистов, глубоководные растения...
Комната будет устроена в Москве?
Пока не знаем. Мы только разрабатываем эскизы, просчитываем стоимость оборудования.
Вы используете возможности, которые предоставляет наш город? Уроки в музеях?
Конечно. Регулярно бываем в Музеях землеведения, геологии, в Московском океанариуме, планетарии. Кстати, город должен быть не только помощником, но и объектом изучения. Вы знаете, что Москва для многих учеников (причем коренных горожан!) — «терра инкогнита»?
Они путают Ленинский и Ленинградский проспекты?
Они плохо знают окрестности собственного дома. Я не имею в виду магазины. Недавно обнаружилось, что никто не слышал про скульптуру «Булыжник — оружие пролетариата». Когда я сказала, что это в Парке декабрьского восстания, неподалеку от нашей школы, все сразу вспомнили, что много раз проходили мимо этого самого рабочего с камнем. Просто не обращали на него внимания. Мы раньше знали районы, в которых живем, как свои пять пальцев, потому что бегали по улицам, играли в «Зарницу». А сейчас ребята если и перемещаются по городу, то только на машине, с родителями.
Но это, наверное, не так страшно, как не знать про Амазонию?
Регион, в котором ты живешь, знать важно. И мы стараемся восполнять это хотя бы с помощью проектной деятельности. Один ученик недавно надел на лоб камеру, объехал на велосипеде часть Садового кольца и возле каждого памятника, каждого интересного объекта записывал маленькое выступление. А теперь мы хотим сделать интерактивную карту города и наложить на нее не только этот сюжет, но и другие. Это тоже география. Потому что география включает в себя и литературу, и историю. Нет другого предмета, который объединял бы в себе так много и так влиял бы на мировоззрение.
СПРАВКА
Елена Загрядская родилась в 1969 году. Окончила Московский педагогический государственный университет (1993) и магистратуру НИУ «Высшая школа экономики» (2014). Победитель конкурсов «Самый классный классный» и «Учитель года Москвы» (1998), обладатель медали «В память 850-летия Москвы», гранта Министерства образования. Почетный работник общего образования РФ (1999).