Саня, ты где?
Это первый художественный фильм о Вампилове. Его играет Андрей Мерзликин, который еще полгода назад рассказал об этой работе в интервью «Вечерней Москве».
С первых кадров улавливается внешнее сходство между героем и актером, который его играет. В пластике лица, в немного восточном разрезе глаз...Он ходит как Вампилов (актер придумал походку целеустремленного, но при этом очень скромного человека), говорит, как он — с иронией и дерзостью автора, уверенного в своей правде и в таланте.
Но внешнее сходство — не гарант того, что удалось передать судьбу гениального человека, имя которого стоит в одном ряду с классиками. Желание было, работа над образом тоже ощущается, только зритель видит игру, грим, тщетные попытки стать Вампиловым. Возможно, если бы был большой режиссер, то он бы смог помочь актеру найти нужные интонации, жесты, краски для этой роли. Андрей Мерзликин — талантливый актер, которого не испортила слава звезды, и энергия добра, чистоты способствовала бы работе над ролью. Но опять-таки для создания настоящего Вампилова мало самому быть хорошим человеком. Необходимо осознавать, что творится в душе гения, которого не печатают, пьесы не ставят, а он чувствует, что дни его сочтены, погибший в камерах НКВД отец все ближе и ближе к нему и разделяет их буквально пару лет.
Андрей Мерзликин ничего не ждал. Его типаж оказался востребованным сразу после окончания театрального вуза, и началась череда ролей — преимущественно крутых парней. Повторяю, популярность не испортила артиста, но снизила восприимчивость к чужой боли. А жизнь Вампилова — боль за своего отца, которого забрали по доносу, и он не вернулся. Отсюда и одиночество Вампилова, которое он передал своим героям. Одиночество при том, что он был любим и любил, рядом с ним были люди, которые его понимали и поддерживали. Одиночество и тоска по отцу родилась вместе с Вампиловым в 1937 году, и, что бы он ни делал — работал учителем, писал пьесы, стрелял уток, ничто не могло заглушить его.
Отсюда Зилов в «Утиной охоте» — циничный, ранимый и несчастный Зилов. В основе фильма «Облепиховое лето» — история пьесы «Утиная охота» с Московским художественным театром. Вампилов во время своего приезда в Москву встречался с Олегом Ефремовым, и худруку понравилась пьеса. Но ставить драму о разочарованном и морально неустойчивом Зилове запретили. Вампилов летел в Москву, в театр на крыльях веры, и, возможно, если бы Ефремов сказал да, Вампилов не умер бы в 35 лет, утонув в Байкале.
Остальные актеры играют в фильме знаменитых людей еще хуже, чем Мерзликин Вампилова. Карикатура, а не Олег Ефремов, пародия, а не Белла Ахмадулина. Николай Рубцов похож не на поэта, а на маньяка. Если у Мерзликина все же есть попытка показать внутренний мир Вампилова, то у остальных — набор актерских штампов и беспомощной игры. Невольно думаешь, что и близко нет сегодня Олега Даля, который гениально сыграл Зилова в фильме «Отпуск в сентябре». Если нет исполнителя даже на роль Зилова, зачем же браться за Вампилова? Все же драматург создавал этот персонаж для театра со всеми его ограниченными возможностями.
После премьеры фильма на фестивале «Окно в Европу» Андрей Мерзликин пошел позировать звездному фотографу, принимая эффектные позы. Трудно предположить, что бы после премьеры делал Вампилов, потому что народной славы не знал. Фильм заканчивается гибелью Вампилова на Байкале. Его друг Глеб, не находя его, кричит: «Саня, ты где?» Нет ответа. Фильм о Вампилове фактически есть, только человек, которого играет Андрей Мерзликин, далек от настоящего Александра Вампилова. Словом, «Саня, ты где?».
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции