Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Хрусталь

Хрусталь

Гагарин

Гагарин

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Лунная дорога инженера Иванова. Небо стало смыслом его жизни на Земле

Технологии
12 сентября памятная дата в истории отечественной космонавтики: в этот день в 1959 году был осуществлен пуск ракеты-носителя «Восток-Л», которая вывела на траекторию полета автоматическую межпланетную станцию «Луна-2». Эта станция впервые в мире достигла поверхности Луны.

Ведущий конструктор-проектант советской лунной программы Валентин Иванов вспоминает, как шла работа над этим важнейшим проектом, а также рассказывает о путях-дорогах, которые привели его в космическую отрасль. Валентин Георгиевич считает себя везунчиком.

— Я из «непланового» поколения. Как пел мой ровесник Владимир Семенович Высоцкий: «В первый раз получил я свободу по указу от тридцать восьмого». Сталин запретил аборты, и перед войной родилось множество детей, которые иначе бы на свет не появились. Боженька, видно, нас за это любил и хранил.

Меня — точно. В наш дом в Ленинграде попала немецкая бомба — не разорвалась! Когда уезжали в эвакуацию, фашисты разбомбили эшелон, а в наш вагон — ни осколка. Меня даже в институт приняли без экзамена!

Картошина в парте

Невеликое «везение» осиротеть в 11 лет.

— Впервые я наелся досыта в 1955-м, в студенческой столовой Бауманки, — вспоминает Валентин Иванов.

В 1949-м первой умерла мама — тромбофлебит. Ненадолго ее пережил и отец.

— Его жизнь поколотила очень сильно, — рассказывает Иванов. — В конце 30-х его, политрука крейсера на Балтийском флоте, за какой-то «уклон» от линии партии выгнали из Вооруженных сил и из ВКП(б). С двумя такими «волчьими билетами» на работу никуда не принимали.

Папа поехал по стране: строил дома в донских станицах, перебивался другими случайными заработками. В 1939-м его мобилизовали на Финскую войну — рядовым. Помню, мама мне, маленькому, рассказывала, что в 1940-м в дверь нашей питерской квартиры на Васильевском острове постучали. Она открыла, а там — худющий солдатик. Спросила: «Чего тебе, милый, водички попить?» А он ей: «Здравствуй, Лиза, это я пришел с фронта»… Началась война с немцами, и стало не до «уклонов». Георгия Иванова восстановили в чинах и должностях. Он был назначен комиссаром бригады морской пехоты, наспех сформированной для защиты Ленинграда из матросов потопленных кораблей Балтфлота. Моряки насмерть встали на Синявинских высотах.

— С 1941-го воевала и моя старшая сестра Галя, — говорит Валентин Иванов. — Ей было тогда 16, она училась в техникуме в Старом Осколе. В военкомате соврала, что уже совершеннолетняя, и ушла на фронт санинструктором. Всю войну прошла: сначала отступала до Сталинграда, потом наступала. 9 мая 1945-го встретила в Румынии.

А мать и двое младших детей, Володя и Валя, в первую, самую страшную, зиму ленинградской блокады загибались от голода...

Новый 1942-й они встретили в дороге, чудом пережив бомбежку эшелона.

— Приехали в деревню Малые Ракиты на Алтае, — продолжает воспоминания Валентин Георгиевич. — Володя пошел в школу. Я увязывался за ним, сидел рядом, поэтому уже в пять лет умел читать и писать. Первые и третьи классы учились в первую смену, вторые и четвертые — во вторую. Жили мы голодно, и местные ребята нас, эвакуированных ленинградцев, втихомолку подкармливали. Придешь в класс, откроешь крышку парты, а там — луковица или картошина. Как такое забыть?

Без экзаменов

Отец, военный комендант Архангельска, жестоко простудился на параде. Две войны прошел — выжил, и вот надо  же... После фронтовых ранений он и так часто болел. Сил на выздоровление не осталось.

— Сестра Галя тогда училась в медицинском, она и вытянула нас, младших, — рассказывает Иванов. — Я подал документы в Бауманку, но Галя разузнала, что там и золотых медалистов на вступительных безжалостно «режут», а у меня была по школьному выпуску серебряная медаль. Сестра посоветовала отправить аттестат и заявление в Симферопольский «колхоз-навоз», сельскохозяйственный то бишь институт. Там всех брали и стипендию давали. И поехал я в МВТУ имени Баумана забирать свои бумаги.

«А почему к нам не хочешь?» — спросил Иванова председатель приемной комиссии доцент Хренов. Мальчишка объяснил, что не может пытать судьбу «поступишь — не поступишь». Надо обязательно становиться студентом и получать стипендию, иначе кранты.

— Весил я тогда, в 17 лет, 38 килограммов, и, видимо, мой «наилегчайший вес» поразил доцента, — улыбается Валентин Иванов. — Николай Николаевич Хренов сказал, что зачисляет меня без экзаменов. Как представителя малочисленных северных народов — я ведь из Архангельска приехал! И сразу же справку мне выписал о зачислении и печать поставил. Иначе, говорит, ты же, доходяжка, все равно экзамены не сдашь — силенок не хватит…

Так и был Иванов принят на учебу в самый лучший технический вуз страны — без сдачи вступительных экзаменов, со стипендией, да еще и сразу назначен старостой учебной группы. На первую стипендию он широко гульнул в студенческой столовой — до отвала наелся.

Все было впервые и вновь

Валентин Иванов на выставке «Космос: рождение новой эры» у «Лунного корабля ЛК-3» Валентин Иванов на выставке «Космос: рождение новой эры» у «Лунного корабля ЛК-3» / Фото: Антон Гердо
 

За годы учебы в Бауманке Иванов получил только одну тройку — на зачете по марксизму-ленинизму сказал, что коммунизм построить невозможно. А в остальном все было хорошо. По успеваемости шел в числе первых, всерьез увлекся парусным спортом. Он женился на хорошей девушке, москвичке Любе Федоренко, и после выпуска остался в столице. Три года работал инженером-конструктором на станкостроительном заводе на Красной Пресне, а потом его пригласили в «почтовый ящик».

— И началась у меня «космическая жизнь», — рассказывает Валентин Иванов. — Постоянно «кочевал» между Москвой и Байконуром.

Такая несидячая работа была тогда у инженеров-пусковиков в Государственном союзном конструкторском бюро (ГСКБ) «Спецмаш» академика В. П. Бармина. С 1941 по 1956 год на этом московском предприятии были разработаны и выпускались многозарядные пусковые установки реактивного вооружения — знаменитые катюши. А с началом космической эры ГСКБ создавало стартовые комплексы для боевой ракетной техники и для космических ракет-носителей «Восток», «Союз», «Протон», Н-1, «Энергия-Буран».

— Я сразу попал на подготовку первого пуска «Протона», — вспоминает Иванов. — Несмотря ни на какие трудности, это было жутко интересно — быть первым.

Сегодня трудно себе представить тот эмоциональный подъем, который царил в те годы в космической отрасли Советского Союза — первой космической державы мира. Эйфория после полета первого спутника, первых полетов космических аппаратов к Луне, Марсу и Венере, первого полета человека захватила всех причастных к освоению космоса, всех первопроходцев новой эры.

В 1964 году Иванов был в числе тех инженеров, кто на Байконуре начинал работы по монтажу технологического оборудования наземного стартового комплекса для «Протона» и запускал в космос первую такую тяжелую ракету. В СССР, как, впрочем, и в США, многие космические программы либо имели военное назначение, либо строились на военных технологиях.

«Протон» — это, по сути, конверсионный вариант военной межконтинентальной баллистической ракеты УР-500. теля со спутником я был назначен старшим, — говорит Валентин Георгиевич. — Вся стыковка по технологии шла снизу, и однажды днище стало подозрительно сильно трещать. Создатель «Протона», академик Владимир Николаевич Челомей, прямо на 81-й площадке Байконура собрал совещание: что происходит и что делать? Поразмыслив, пришли к выводу, что металл перегрелся на южном солнышке — температуры были за +50, а железо нагревалось до +70 градусов по Цельсию.

Стали сообща думать, чем охладить ракетный корпус. И тут звонким молодым голосом «пискнул» я: «Лучше всего — спиртом». Как же мне потом были безмерно благодарны все пусковики! Из выданной по указанию Челомея бочки чистейшего медицинского спирта досталось тогда и ракете, и ракетчикам…

Надежные «Протоны» летают в космос до сих пор. А первый пуск этой тяжелой ракеты-носителя состоялся 16 июля 1965 года, и одним из немногих, увы, ныне здравствующих его участников был Валентин Георгиевич Иванов.

Прерванный полет

Из «почтового ящика» академика Бармина Иванов перешел в «почтовый ящик» академика Королева.

— Это был 1967 год, — вспоминает Валентин Георгиевич. — Гений советской космонавтики умер год назад, но заложенные Сергеем Павловичем традиции и направления работы оставались. Меня позвали проектировать лунный корабль по теме Н1-Л3. Люди, работавшие с Королевым, говорили мне, что он определил Лунную программу главной для своего КБ.

Жаль, сам не успел довести дело до результата… Валентин Иванов был ведущим конструктором-проектантом по схеме компоновки лунного посадочного корабля. Увы, американцы тогда опередили нас и долетели до естественного спутника Земли первыми. Политики Советского Союза после этого к проекту охладели, а потом и вовсе его прикрыли. Валентин Георгиевич до сих пор жалеет, что начерченные им на трехметровом кульмане чертежи не воплотились в железо и это железо не покорило Луну.

Застав расцвет советской космонавтики, он увидел и ее увядание.

— Вот этими руками я делал первую компоновку космического корабля «Буран», — вспоминает он. — В отличие от лунника Н1-Л3 «Буран» взлетел. Но приземлился он уже в перестройку, когда тогдашним властям страны стало не до космоса — они и на Земле не могли разобраться… На излете своей карьеры Иванов проектировал космические спутники связи для Военно-Морского флота.

— У американцев есть сверхдлинная связь с их патрулирующими в Мировом океане субмаринами — они для этого кабели вдоль своих Атлантического и Тихоокеанского побережий проложили, — рассказывает Валентин Георгиевич.

— А мы работали по проекту создания связи с подводными лодками через космические аппараты с помощью лазеров. Есть определенные длины волн, на которых можно передавать и получать информацию из любой точки земного шара практически без помех. Перспективная идея была, но только мы по этому направлению продвинулись, как государство перестало давать деньги и военным. Тему позиционно-импульсной модуляции лазерного сигнала прикрыли. Не знаю, может быть, сегодня она воплощена в практику уже другими конструкторами — как-то ведь наши подводные экипажи «общаются» с Большой землей, и супостат не ловит их переговоры, не обнаруживает подлодки на маршрутах патрулирования. И на Луну мы еще обязательно слетаем! Жаль, уже не я проложу эту лунную дорогу…

Чертежи не горят

 Экспонат выставки — полетный костюм Владимира Джанибекова Экспонат выставки — полетный костюм Владимира Джанибекова / Фото: Антон Гердо
 

— Детям, конечно, интересно о собачках, — рассказывает Валентин Иванов о своей нынешней работе.

Научный сотрудник Политехнического музея, куратор фонда «Космонавтика», он часто проводит экскурсии-лекции для москвичей. Только что в павильоне № 1 ВДНХ с успехом прошла выставка «Космос: рождение новой эры», которую Иванов готовил и на которой тысячам посетителей рассказывал о том, что видел своими глазами и что сам проектировал-конструировал.

— Мало ведь кто уже знает, что знаменитая космическая Белка вообще-то поначалу звалась Маркизой. Кличку ей поменяли потому, что Хрущев сказал: «В космос должны лететь не какие-то буржуазные маркизы, а обычные советские дворняги». Еще всем интересно, что одного из рожденных Стрелкой щенков подарили жене американского президента — Жаклин Кеннеди. Возможно, его потомки до сих пор в США хвостами-бубликами крутят… А взрослые экскурсанты спрашивают о том, какими были наши первые космонавты и конструкторы наших первых ракет.

Многих из них Иванов знает, видел сам — на Байконуре или в КБ. Больших высот в карьере Валентин Георгиевич не достиг, но за оставшимися на страницах учебников фамилиями генеральных конструкторов всегда стоят сотни и тысячи Ивановых — рядовых участников великих дел.

«У меня только в учебной группе в Бауманке было еще три однофамильца», — смеется Валентин Георгиевич.

Но что есть «большие высоты»? Дело ведь не в том, каких чинов человек добился. И тем более совсем не в том, на какой машине ездит и сколько килограммов черной икры или хамона переработал на унитаз. Наверное, у каждого должен быть свой первый запуск в космос и мечта — не о поездке на Мальдивы....

У Валентина Георгиевича «Протон» был. И осталась мечта о дороге на Луну. Хочется верить, что чертежи, как и рукописи, не горят. Что они еще пригодятся нашей — первой космической — державе мира.

ГРЯДУЩИЕ ПРОЕКТЫ

Луна становится ближе В космической отрасли России приступили к проектированию новой ракеты сверхтяжелого класса. Как недавно заявил гендиректор ракетно-космической корпорации «Энергия» Владимир Солнцев, ведется проработка носителя сверхтяжелого класса с использованием двигателя РД171. По словам Владимира Солнцева, проектируемый носитель сверхтяжелого класса станет основной ракетой в последующей реализации российской Лунной программы.

К Солнцу! Госкорпорация «Роскосмос» планирует создать космический комплекс, который позволит изучить корону и переходный слой Солнца. Об этом сообщается на официальном портале госзакупок: «Цель — создание космического комплекса для получения в спектральных линиях вакуумного ультрафиолетового диапазона изображений короны и переходного слоя Солнца со сверхвысоким пространственным разрешением в спектральных линиях вакуумного ультрафиолетового диапазона, недоступных с поверхности Земли».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

К новым открытиям — с космической скоростью

Ученики отправились в подмосковный город Королев, где расположен Центр управления полетами. Его специалисты помогли им выйти на связь с Международной космической станцией и пообщаться с российскими космонавтами Юрием Маленченко, Алексеем Овчининым и Олегом Скрипочкой. У школьников была уникальная возможность задать волнующие их вопросы людям на орбите. Ученица десятого физико-математического класса школы № 627 Анастасия Пименова увлекается ядерной физикой, современными технологиями, астрономией и космосом (далее...).

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.