Путешествие «Девочки на шаре» с Волхонки на левый берег Сены
Об удивительной истории этой картины рассказала «Вечерней Москве» президент Музея изобразительных искусств Ирина Антонова.
— Знаменитую картину Пикассо «Девочка на шаре» Иван Морозов (московский предприниматель, купец, известный коллекционер произведений живописи. – «ВМ») купил у американской писательницы Гертруды Стайн в Париже в 1913 году. На рубеже XIX–XX веков появились два великих коллекционера, которые начали собирать современное искусство в авангардных проявлениях: Пикассо, Матисса, Ван Гога, Сезанна и многих других французских импрессионистов и постимпрессионистов. Самое поразительное, что на Западе не приобретали эти картины, — говорит Ирина Александровна. Лувр отказался от полотен импрессионистов, а Сергей Щукин и Иван Морозов их собирали. Щукин был очень серьезным коллекционером. Он приобретал картину и далеко не сразу ее показывал. Привыкал к ней, изучал, погружался в нее сам. До него импрессионистов покупали только американская писательница Гертруда Стайн и ее брат. Но у них не было таких денег, как у Щукина и Морозова. После Октябрьской революции частные собрания национализировали. Две коллекции Щукина и Морозова объединили в один музей, и он открылся в 1923 году. Это был первый музей современного искусства в мире.
Ирина Александровна прокомментировала и вопрос «ВМ», удалось ли ей встречаться с Пикассо.
— Он не приехал на выставку своих картин в 1956 году, которая состоялась в Эрмитаже. Писатель Эренбург вел с ним переговоры, но увы. Причина его отказа мне неизвестна. Недавно вторым изданием вышла книга «О необыкновенной выставке в необыкновенном году», а 1956 год — действительно необыкновенный, потому что тогда начиналась «хрущевская оттепель». В 1955 году наш музей устроил экспозицию Дрезденской галереи. Для меня, молодой сотрудницы, эти две выставки были чем-то фантастическим. Тогда благодаря им для нас открылся весь мир, — поделилась Ирина Антонова.
Во времена СССР картина «Девочка на шаре» покидала пределы страны лишь однажды. В 2011 году в рамках перекрестного Года Испании и России ее показали в музее Прадо в Мадриде. В этот раз путешествие этого произведения имеет особое символическое значение. «Девочка на шаре», написанная Пикассо в Париже, со времени своего создания была на родине только один раз — в 1971 году, когда проходила выставка «Пикассо в советских музеях». Таким образом, картина будет представлена в столице Франции впервые за 50 лет.
«Девочку на шаре», созданную в 1905 году, часто называют переходным произведением между «голубым» и «розовым» периодами. В то время художник был частым посетителем цирка «Медрано», героями его картин становились арлекины, бродячие актеры, акробаты. Пикассо увлекала жизнь цирковых артистов: с одной стороны, романтичная и свободная, с другой — бедная и голодная.
Для выставки «Пикассо. Голубой и розовый периоды» реставраторы ГМИИ имени А.С. Пушкина выполнили комплекс специальных работ, чтобы обеспечить сохранность картины во время ее транспортировки и экспонирования в музее Орсе.
Сотрудничество ГМИИ им. А.С. Пушкина с французскими музеями на этом не закончится: 20 ноября 2018 года в Пушкинском музее откроется выставка «Пикассо & Хохлова», посвященная музе и жене Пабло Пикассо. В экспозиции планируется показать произведения живописи и графики, иллюстрирующие судьбу Ольги Хохловой, из собрания парижского Музея Пикассо, зарубежных музейных и частных коллекций.