Москвичи, говорите, замкнутые? Ерунда
Выбирали темы на сайте «Активный гражданин» больше 200 тысяч горожан.
Принято считать, что москвичи замкнутые. Интересоваться ближним некогда: своих дел хватает. А уж национальный вопрос и вовсе без ответа. Мол, кавказцы для нас — на одно лицо, и лезгина от чеченца никто никогда не отличит. Азиатские дворники — вообще инопланетяне. А национальная кухня — это суши и пицца, которые мы заказываем по телефону, если готовить лень. Но, оказывается, все не так. Есть интерес к этнографии!
Дело, мне кажется, в том, что Москва для России — как США для всего мира. В смысле, плавильный котел наций. И нам важно понимать, кто тут рядом плавится. Зачем? Во-первых, просто интересно. Во-вторых, нужно выяснить, что от него ждать. Хотя, я убежден, практически все национальные особенности Москва уже во втором-третьем поколении дочиста стирает. Если мальчик родился в Москве от грузинских родителей, и дедушки-бабушки тоже живут здесь, то он, прежде всего, кто — грузин или москвич? По внешности — понятно. А «по жизни» — ничем не отличается от своих сверстников других национальностей. Хотя, конечно, узнать, почему улица в центре Москвы называется Большая Грузинская, интересно многим.
Вообще я бы этнографическую олимпиаду соединил не с фольклором и кухней, а с топографией. Потому что большинство даже коренных москвичей город не знают совершенно. Многие ли, например, в курсе, что улица Маросейка вообще раньше была Малороссийка — потому что там традиционно селились посланцы к московскому царю от украинцев.
В частности, от Богдана Хмельницкого. Не все в курсе, что Ордынка — просто часть дороги в Золотую Орду, к монголам, куда князья часто посольства отправляли. А во время пожара 1812 года дома в Армянском переулке сохранились только благодаря слаженным действиям армянской диаспоры, которая тут жила, спасаясь от турецких «партнеров». Вся история Москвы, вся ее топография — она и правда многонациональная, потому что город стоял и стоит на перекрестке торговых путей, а потом был столицей империи. А любая империя — многонациональна. Если мы хотим остаться империей, то знать и понимать друг друга должны.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции