Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Триллион против кризиса

Общество
Триллион против кризиса

Парадоксально, но факт. Год назад бюджет Москвы робко перешагнул сумму в 1 триллион рублей – и мы обсуждали это как показатель успеха в развитии города. Сегодня, даже после многократных сокращений и уточнений бюджет столицы на 2009 год принят в сумме 1,4 триллиона рублей – но мы продолжаем говорить о кризисе.Конечно, следуя старинной русской поговорке, многие надеются на лучшее, а готовятся к худшему. Но, как заявил на недавнем заседании Мосгордумы старейший ее депутат Михаил Москвин-Тарханов, даже если в результате кризисных явлений в экономике бюджетные показатели пришлось бы уменьшить до уровня 2007 или даже 2006 года, то и тогда город развивался, рос и “это было совсем неплохое время”.[b]Планировать, но аккуратно[/b]Напомним, что еще в августе, выступая на заседании правительства Москвы, где обсуждался проект первого трехлетнего бюджета города, председатель бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Игорь Антонов призвал собравшихся к “планированию особенно сдержанному и аккуратному”.– Не следует перенапрягать городскую экономику, принимая максимальные расходные обязательства и увеличивая размеры государственного долга и дефицита бюджета,– сказал он.– Если вдруг по каким-либо причинам налоговые и неналоговые доходы снизятся, то неизбежно придется принимать трудные решения по секвестированию бюджета, что неизбежно вызовет резкий рост взаимных неплатежей, рост кредиторки, увеличение объемов незавершенного строительства, невыполнение обязательств по программам и, в конечном счете, социальное напряжение в обществе.Напомнил он, что в условиях финансового кризиса “существенным осложняющим фактором при бюджетном планировании является нестабильность основных макроэкономических показателей, на которых собственно и основывается прогноз доходной части бюджета”. И что “резкие корректировки базовых макроэкономических показателей как раз и обуславливают те отклонения от плановых параметров, которые мы вынуждены оперативно корректировать путем внесения изменений в наш городской бюджетный закон”.Тогда его прослушали с изрядной долей скепсиса– Антонов известен своей педантичностью и вниманием к мелочам. Но два с половиной месяца спустя все прогнозы главного экономиста столичной Думы сбылись “с точностью до буквы и цифры”.[b]Резать будем?[/b]Некоторые сегодня пытаются сравнивать сложившуюся в экономике ситуацию с событиями 1998 года. Но похожи они или нет – покажет лишь время. Одно уже очевидно – если в 1998 году новый бюджет принимали в уже сложившихся кризисных условиях, то сегодня мы скорее на стадии ожидания кризиса, последствия которого экономисты пока не то что просчитать – спрогнозировать не могут.Некоторые столичные парламентарии уверены, что жизнь москвичей кризис мало изменит – в городе давно существует мощная система всевозможных социальных гарантий, которые способны сгладить любые негативные тенденции в экономике.Другие, в том числе и председатель бюджетно-финансовой комиссии МГД Игорь Антонов, готовятся к тому, что именно по “России молодой” мировой кризис ударит особенно болезненно – слишком мало времени у нас было для развития производства, банковской системы.Так или иначе, но обычные три слушания городского бюджета 2009–2011 в Мосгордуме на деле превратились практически в слушания трех, отличных друг от друга, бюджетов.Первое слушание на октябрьском заседании Думы вышло вполне привычным – предлагаемая расходная часть бюджета выросла до показателей 1,6, 1,8 и 2,2 триллиона в год соответственно.Их с некоторыми коррективами и приняли. Хотя Игорь Антонов вновь призвал коллег к “сдержанному планированию”. В тот же день, кстати, он сообщил журналистам, что буквально со дня на день все ожидают новых федеральных расчетов, касающихся процента инфляции, роста ВВП и прочих макроэкономических прогнозов. А значит – принятый в первом чтении бюджет ожидает серьезная корректировка.Однако через пару недель Госдума одобрила федеральный бюджет, основанный на докризисных показателях. При том, что и на федеральном уровне корректировки возможны.Вернулась к обсуждению городского бюджета на 2009–2011 годы Мосгордума лишь в середине ноября. Как и положено, на втором чтении рассматривали доходную часть. Ее параметры стали более скромными – расходы уменьшили до 1,4, 1,7 и 1,9 трлн по годам. При этом дефицит бюджета был запланирован по возможности минимальный. Бюджет снова был принят, но буквально на следующий день на съезде “Единой России” премьер Владимир Путин призвал региональные власти по возможности ослабить налоговую нагрузку на бизнес…Похоже, что доходную часть московского бюджета предстояло пересчитывать.[b]И все-таки он принят![/b]Нетрудно вычислить, что для того, чтобы подготовить обновленный проект закона “О бюджете города Москвы на 2009 год и плановый период 2010–2011 годов” к третьему чтению, у Департамента финансов Москвы было всего две недели.Даже председатель Контрольно-счетной палаты Москвы Виктор Двуреченских, выступая на недавнем заседании МГД, где многострадальный городской бюджет рассматривался в третьем чтении, признал такие сроки “рекордно-короткими”. На это он и списал то, что новый документ вышел сыроватым, вызвав немало вопросов и нареканий чисто технического характера.– Бюджетный документ не содержит полной картины того, как в конечном итоге будет выглядеть расходная часть казны города, – подчеркнул Виктор Двуреченских. – В частности, не указана информация о конкретных объемах бюджетных ассигнований по каждому ведомству, целевым статьям и видам расходов. Не полностью отражена в бюджетных показателях информация об объемах сокращения финансовых обязательств города, касающихся пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат населению. Было бы целесообразно, по мнению КСП, указывать в документе данные по каждому виду таких обязательств.Притом председатель Контрольно-счетной палаты города выразил надежду, что в дальнейшем при внесении изменений в бюджет, необходимость подготовки которых может возникнуть уже в первом полугодии, эти недоработки будут устранены. А это, по его мнению, “повысит прозрачность бюджетных показателей, а значит, и доверие граждан”.Действительно, довольно сложно оказалось прикинуть в уме, как преобразился городской бюджет в его окончательном варианте. По словам его редактора, руководителя Департамента финансов города Юрия Коростелева, расходы казны на предстоящий трехлетний период были оптимизированы, чтобы сохранить сбалансированность бюджета. И ряд расходных статей уменьшили в связи с экономическим кризисом.Юрий Коростылев проинформировал столичный парламент, что, по сравнению с первоначальными прогнозами, доходная часть бюджета Москвы будет сокращена на 143,3 млрд рублей в 2009 году, на 182,3 млрд рублей в 2010 году и на 217,6 млрд рублей – в 2011 году. Что касается расходов, то они уменьшились на 202, 183 и 260,7 млрд рублей соответственно. Корректировка расходной части казны на трехлетний период предусматривает по целому ряду направлений уменьшение ассигнований в среднем на 10–12 %.Цифры, безусловно, точные, но малопонятные нам, простым москвичам. Поэтому корреспонденту “ЗБГ” пришлось обратиться за более привычными всем данными к председателю Бюджетно-финансовой комиссии МГД Игорю Антонову.Как сообщил нам Игорь Евгеньевич, окончательные показатели бюджета Москвы на 2009 год составили 1387 миллиардов рублей по доходам и 1460 миллиардов рублей по расходам при дефиците бюджета около 75 млрд рублей.– Обычно в ходе рассмотрения бюджета в третьем чтении депутаты ломают копья вокруг распределения дополнительно выявленных доходов, стремясь наиболее эффективно освоить их, – сказал он. – Сейчас же задача осложненатем, что приходится сокращать бюджетные ассигнования на конкретные цели, по которым ранее уже были приняты предварительные положительные решения. А это весьма болезненно.[b]Что изменит кризис?[/b]Прежде всего в новом бюджете Москвы предусмотрены специальные средства на реализацию мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики в размере 30 млрд рублей и 40 млрд рублей на 2009 и 2010 годы соответственно.Эти деньги пойдут на оказание финансовой поддержки производителям товаров, работ и услуг, имеющим определяющее значение для сохранения производственного потенциала реального сектора экономики города, участвующим в реализации его социальных и прочих программ.Предоставление бюджетных средств в качестве финансовой поддержки предполагается осуществлять в форме субсидий и бюджетных инвестиций. На реализацию мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики в 2009 году дополнительно направят 50 млрд рублей.При этом председатель Бюджетно-финансовой комиссии Думы Игорь Антонов обратил особое внимание коллег, что с подобной непростой ситуацией при принятии бюджета столицы законодателям не приходилось сталкиваться уже свыше 10 лет (после кризиса 1998 года).По мнению депутата, очевидно, что в различных отраслях экономики и на отдельных предприятиях могут возникать сложные ситуации, обусловленные не стратегическими просчетами или ошибками руководства, а прямым воздействием финансового кризиса, дефицитом оборотных средств, неисполнением обязательств со стороны смежников или поставщиков и т. д. В подобных случаях предоставление правительству города права осуществлять поддержку предприятий вполне оправданно.При этом вся ответственность за принятие таких решений возлагается на правительство Москвы, а за заемщиками сохраняется обязанность по уплате процентов в казну города.– Да, эта мера вынужденная и не вполне рыночная, – честно признал Игорь Антонов. – Но если ее не принять, то могут просто прекратить существование многие нужные для городского хозяйства и имеющие хорошую перспективу предприятия. Поддержав их сегодня, Москва сохранит производственный потенциал города, чтобы сформировать налоговую базу в будущем.Но все-таки в целом бюджетные ассигнования оказались, как и ожидалось, скорректированы в 2009 году в сторону уменьшения: в топливно-энергетическом комплексе – почти на 30%; по транспорту – на 16%; по отрасли “Связь и информатика” – на 12,5%.Дорожное строительство будет профинансировано на 22% меньше, чем это было запланировано в первом чтении. В жилищном хозяйстве бюджетное финансирование будет сокращено на 16% по сравнению с первоначально планировавшимися показателями. В свою очередь коммунальному хозяйству бюджетных ресурсов будет выделено меньше на 17,1%, а на благоустройство – на 10,3%.Расходы по отрасли “Культура, кинематография и средства массовой информации” без учета капитальных вложений также были уменьшены. Правда всего примерно на 9%.Основная часть сокращения расходов будет обеспечена за счет уменьшения бюджетных инвестиций. Их предстоит урезать на 150 млрд рублей – с 620,9 до 470,9 млрд рублей. Депутаты с сожалением признали, что это негативно отразится на большом количестве очень важных и нужных для города проектов. Особенно связанных с созданием инновационной системы города и поддержкой промышленности. В этом направлении сокращение составит 1,9 млрд рублей.В целом же наиболее существенное сокращение инвестиций произойдет в жилищном строительстве – на 27 млрд рублей, в коммунальном строительстве – на 24,4 млрд рублей, по отрасли “Транспорт, связь и информатика” – на 13,9 млрд рублей, а по дорожному строительству – свыше 25 млрд рублей.Хорошо это или плохо, но народное волнение вокруг строительства ФОКов, похоже, утихнет само собой – вместо планировавшихся 50 их построят всего 24. Меньше будет построено школ, детских садов, станций метро. На 4,5 млрд уменьшается капиталовложения в медицину.Общая тенденция – все начатые объекты следует завершить, а вот с планированием новых спешить не надо.В итоге общий объем городских финансовых ресурсов, включая текущие и капитальные расходы, в 2009 году предстоит сократить на 12,3%.При этом Игорь Антонов рассказал корреспонденту “ЗБГ”, что, по его мнению, пока речь идет не столько о сокращении, сколько об уточнении.В условиях финансовой стабильности многие департаменты привыкли планировать бюджетные средства “с запасом”, “впрок”. При особо пристальном уточнении бюджетных расходов “под нож” попали в основном те проекты, на которые отсутствует готовая проектно-сметная документация или другие бесспорные обоснования. Так что 10–12% сокращений – еще не кризис, а всего лишь хозяйственная “усушка-утруска”. Больше пострадали проекты, связанные с вложениями в будущее развитие, нежели реальные направления городского хозяйства.[b]Оставят ли что-то по-прежнему?[/b]Представляя в Мосгордуме последнюю версию закона “О бюджете города Москвы на 2009 год и плановый период 2010–2011 годов”, Юрий Коростелев отметил, что, по мнению исполнительной власти, объемы бюджетных ассигнований обеспечат необходимый уровень финансирования первоочередных и неотложных расходов и сбалансированность с объемами финансовых ресурсов.Объявленные ранее обязательства города по повышению уровня оплаты труда в бюджетных и государственных учреждениях, поэтапному увеличению городских доплат к пенсиям неработающего населения и всех других выплат населению социального характера также гарантированы бюджетом.Даже если возникнет ситуация, когда придется увеличить расходы на дополнительное обеспечение обязательств города, к числу которых относятся доплаты к пенсиям и другие виды социальной помощи населению, то их возьмут из тех же 30 млрд рублей – специальных средств на реализацию мер по поддержке экономики.Кроме того, при обсуждении бюджета столицы вновь прозвучал забытый термин “защищенные статьи бюджета”. То есть те, которые напрямую определяют уровень жизни москвичей.Бюджетное финансирование всей социальной сферы в целом, без учета средств федерального бюджета, сократится в 2009 году с 558,8 до 525,6 млрд рублей, или на 5,9%. Однако при этом по расходным статьям, определяющим уровень жизни москвичей (доплаты к пенсиям, пособия на детей и прочие социальные выплаты), сокращение не превысит в среднем 4% от ранее запланированных показателей.– В целом бюджетные расходы на социальную сферу в 2009 году все-таки вырастут на 21%, а по “защищенным статьям” – даже на 37%,– уточнил в своем выступлении Игорь Антонов. То есть повысить-то повысили, просто меньше, чем собирались.Игорь Евгеньевич разъяснил журналистам, что сокращения, касающиеся социальных выплат, произошли прежде всего за счет буквально поименного уточнения списков льготников и сотрудников бюджетной сферы. Ведь не секрет, что многие штатные единицы остаются незанятыми годами, являясь неким дополнительным финансовым резервом для руководителя предприятия.Что касается планов по обеспечению квартирами москвичей, Игорь Антонов разъяснил, что строить жилья будут меньше, а покупать уже готовых квартир – значительно больше. Поэтому на общем плане предоставления социального жилья изменения бюджета пока не отразятся.В любом случае, в конце первого квартала 2009 года Мосгордума вернется к обсуждению бюджета-2009–2011.Тогда он будет пересмотрен на основе обновленного и уточненного прогноза социально-экономического развития Москвы и Российской Федерации, и в него вновь внесут необходимые изменения.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.