Наталья Богданова: Думала, поработаю годик, а потом затянуло
[b]Если бы молодость знала, если бы старость могла… Но кто сказал, что для учителя юный возраст отменяет глубокие знания, а зрелость мешает идти в ногу со временем и овладевать новыми навыками? «Вечерка» встретилась с одним из старейших учителей Москвы и с одним из самых молодых – но уже опытным и увенчанным профессиональными наградами.[/b] СЕГОДНЯ у заслуженного учителя РФ Натальи Богдановой из школы № 807 начался 39-й учебный год. А до того как прийти в класс, выпускница Архитектурного института отработала 11 лет в проектной мастерской.Сменить профессию пришлось по банальной причине – подрастали трое детей, хотелось быть к ним поближе, а тут переехали в новый район, а под окнами – школа… Думала, поработаю годик – а потом затянуло.– На своем первом уроке – как сейчас помню, это было черчение – мы с учениками… смотрели футбол, – рассказывает Наталья Викторовна. – Тогда заканчивалась летняя Олимпиада в Мюнхене, дети взмолились: не дайте пропустить важный матч, все, что надо по программе, мы сделаем дома. В классе был телевизор, мы вместе посмотрели состязание.А на следующий день ребята принесли выполненное задание! В этом году Наталья Богданова будет вести классы с 1 по 8-й – у младших преподавать ИЗО (она не любит, когда этот предмет называют рисованием) и художественный труд, в средней школе – ИЗО и технологию.– Черчением теперь занимаются меньше, а это обедняет мышление. Дети все чаще знакомятся с миром по плоскому изображению с монитора компьютера. Поэтому у них проблемы с восприятием объемных фигур.Но не обо всех академических традициях Наталья Викторовна сожалеет. Когда-то она, как положено, ставила перед учениками чучела животных, чтобы те их срисовывали, но ее замучили вопросами: «А кто эту лисичку застрелил?» Она стала делать акцент не столько на технику рисунка, сколько на связь живописи с другими предметами гуманитарного цикла. Давать задания, которые подталкивают к рассуждению (письменному или вслух). Например, «Мой любимый цвет» – рисунок в этом самом цвете, а на соседней страничке – маленькое эссе о нем.Современных детей надо учить описывать свои впечатления и ощущения – беден словарь, запас образов.И читают мало, и родителей почти не видят. «Я пошла в первый класс в 1945 г., тогда почти ни у кого не было в живых отцов, а матери работали с утра до вечера – и все равно находили время поговорить с детьми по душам», – удивляется учительница.– Любимые темы рисунков с годами меняются, – констатирует Наталья Богданова. – Лет 20 назад дети увлеченно рисовали космонавтов, а теперь преобладают всякие монстры. Я внушаю им: можете рисовать любых героев, только пусть они занимаются созидательным трудом.Высадились киборги на неизвестной планете? Прекрасно, лазерные автоматы – в сторону, пусть сажают яблони!Наталья Богданова не пренебрегает знакомством ни с современной техникой, ни с современной культурой. Она с детства не расстается с фотоаппаратом, в советское время вела в школе фотокружок и на цифровую камеру перешла безболезненно. Сложнее заставить себя послушать модную у молодежи музыку, посмотреть в словаре значение жаргонных словечек.Но Наталья Викторовна вспоминает, как давным-давно позволила себе повторить чье-то пренебрежительное высказывание о «Машине времени» – а потом послушала эту группу и поняла, что была к ней несправедлива.Она не хочет продемонстрировать знание модных песен и словечек, как ее ни упрашиваю: «Я и в классе не буду этого цитировать, мне это не идет. Но знать эти слова и фразы я обязана».