С постом приятным!
В начале этого периода православные поздравляют друг друга: «С постом приятным!». Далекие от церкви люди воспринимают это не иначе как оксюморон. Что в Великом посте с его аскетическим уставом, длительными богослужениями, удалением развлечений, строгими ограничениями в питании может быть приятного?
Говоря о пользе поста, святые отцы упоминали три главных момента.
Во-первых, постясь, можно сэкономить средства, чтобы уделить их на помощь нуждающимся. Это реально и в наши дни, если обходиться простой пищей, а не тратиться на деликатесы под тем предлогом, что они постные. Действительно, какой же это будет пост, если мы, убрав со стола мясо, поставим дорогие морепродукты? И наоборот, используя простую постную пищу, мы можем иметь возможность помочь сиротам, престарелым, кто на больничной койке лежит, или многодетной семье, живущей по соседству, и сделать подарок к Пасхе.
Во-вторых, постом высвобождается немало времени, которое обычно тратится на развлечения, пустые разговоры, подготовку праздников и другую суету. В результате постящийся получает возможность наладить свою духовную жизнь. По крайней мере, он может чаще брать в руки Евангелие и другие душеполезные книги, вставать дома на молитву и ходить в храм на богослужение, готовиться к причастию и участвовать в таинствах.
Наконец, постом человек ограничивает свои органы чувств во временных наслаждениях, чтобы обрести вечное блаженство. Надо понимать, что мы воздерживаемся от скромной пищи не потому, что она предосудительная, скверная и так далее. Ограничивая себя в пище и удовольствиях телесных, мы отказываемся от своеволия, которое некогда погубило Адама, и преодолеваем привычку потакать своим прихотям.
Святые подвижники подчеркивают, что мы — не убийцы тела, а победители греховных пожеланий. Нам надо ограничивать свое питание, чтобы ослабить страсти и укрепить волю в следовании за Христом, а не доводить до болезни наш организм. В монастыре человек ест то, что ему дают в трапезной. Верующие, живущие в миру, призывают соизмерять свои аскетические усилия с собственными силами, чтобы найти для себя золотую середину. По состоянию здоровья даже в монастырях может быть разрешено послабление поста в соответствующей степени.
Ведь если взвалить на себя непосильный подвиг, то не мудрено со временем изнемочь под его тяжестью и забросить вообще все христианские занятия. Бывает, человек воодушевленно начинает подвизаться не по разуму, набирает большое молитвенное правило, ежедневно читает каноны, акафисты, кафизмы, а потом надрывается и оставляет и молитву, и пост, и храм. Разве что на ночь пробормочет: «Помилуй мя, Боже, на боку лежа», — и на этом все.
Любое аскетическое усилие, если оно чрезмерно, сломает человека, поэтому все должно быть по силам. У того, кто начинает подвизаться правильно, постепенно перестраивается образ жизни, вырабатываются аскетические навыки — он движется к Богу и укрепляется Божией благодатью. По мере духовного возрастания подвижник может увеличить нагрузку, в том числе и молитвенное правило, но опять понемногу и соразмерно своим силам и жизненным обстоятельствам. Одно дело многодетная мама, другое — одинокий человек, который принадлежит самому себе.
Понуждение на молитву, постную пищу, длительные богослужения — это, в основном, труд для тела. К этому подвигу человека призывает душа, а тело должно покориться, понести эту ношу. Только тогда будет выстраиваться правильная иерархия: тело подчиняется требованиям души, а вместе они — душа и тело — подчиняются духу, который, в свою очередь, внимает Богу. Тогда человек почувствует, что он реально возвращается к Богу.
Если человек правильно проходит пост — не только ограничивает себя в пище, но и оставляет увеселения, развлечения, старается тратить больше времени на молитву, старается приблизить свою жизнь к евангельским идеалам — он обретает способность к покаянию, чаще исповедуется и соединяется с Христом. Благодаря этому человек не только облегчает душу, но и вкушает духовную радость. Этот пост будет приятным человеку и угодным Богу. Такого поста я желаю всем вам.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции