Классика вверх тормашками
Вот, например, худрук Нюрнбергского государственного балета Гойо Монтеро - мастер переделывать легендарные балеты на свой лад. Знаменитую «Золушку» он прочел «через Маугли»: злые сводные сестры прогнали бедняжку из дома в собачью будку, там она росла дикая и практически не ходячая, пока ее не вернули к нормальному состоянию голуби. Тыкву и фею из сказки про Золаугли тоже убрали - как мусор.
Не стыдясь признаю, что страшно далека я от подобного искусства. Честно. Но талантом Гойо восхищаются маститые критики, так что остается лишь признать, что пока просто не доросла до понимания искусства такого уровня. Хотя некоторые идеи в голове рождаются… Вдруг и они – на пользу искусству?
Вот, например, можно было бы прочесть «Щелкунчика» через «Голого короля». Маша находит Щелкунчика под погрызенной жуком-типографом елкой, но одежды для него у нее нет и девушка лишь делает вид, что нарядила его в шифон. Голый Щелкунчик клацает челюстями и делает ей предложение. Но тут появляется директор овощебазы Мышиный король и кричит: «А Щелкун-то голый!» Маша падает в обморок, а появившийся доктор (можно ввести Айболита) констатирует беременность…
Нет, не туда куда-то завернуло. Возьмем лучше «Руслана и Людмилу» и прочтем ее через «Трех медведей». Оперу перелицевать труднее, но можно.
…Людмила долго жила у мишек, как-то наварила им полный хрустальный гроб отличной пшенки, но ее съели оголодавшие семь гномов, сбежавшие из соседней оперобалета. Озверевшие медведи указали недотепе на дверь. Рыдая, она напилася пьяна у стилиста Черномора и заснула. Тут-то ее и нашел Руслан, узнавший, что это мачеха спихнула ее к медведям…
Лихо переиначивается и «Колобок», хоть на ту же «Снегурочку». В отсутствии муки дед и бабка слепили Колобок из снега. Он понесся по лесу, наращивая бока, и стал выше елей. Но тут вышло солнышко и талые воды с зазнайки смыли мутными потоками и зайца, и деда и с бабкой, и лису…
А почему нет? Разве нет тут новизны сюжета, перекрестков судеб? И музыка есть. Которую при желании тоже можно переписать, но все же на это талантища нужно очень много. Как минимум столько, сколько у «исконного» композитора.
Да только тает со временем все пустое, как Колобок из снега. Так мне кажется…
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции