Обед напоказ. Мир через призму тарелки
Миллион фотографий еды в день как минимум выкладывается каждый день в Instagram. О том, что стоит за этой новой «мировой страстью», мы беседовали в психологом Натальей Варской.
По статистике, 60 процентов аудитории Instagram проживает за пределами США, хотя именно Америка по показателям посещаемости в этой сети лидирует (33 процента пользователей). За ней следуют Бразилия, Великобритания и... мы, Россия (3,5 процента). С этого и начался наш разговор.
- Наталья Владимировна, мы, оказывается, в числе «передовиков» по этой части. Но ведь это немного странно: щелкать камерой, пока твой борщ остывает.
- Да, все эти увлечения отчасти забавны, как и прочие наши «странности». А данное увлечение ничем, строго говоря, не отличается от каких-то иных. В каком-то веке, например, в моду вошли выбритые у женщин лбы. Их выбривали, тупо следуя моде, и это считалось красивым, хотя, конечно, никакой эстетики в этом не было. Или была еще мода на удаление бровей. Зрелище было несимпатичным, тем не менее их повально сбривали.
- Какое-то массовое поражение сознания…
- Скорее — невероятно простой и доступный механизм общения. А вообще человечество склонно «цеплять вирус» увлечений. Это может быть хоть селфи, хоть страсть к выкладыванию в Сеть фотографий еды — главное, ничего принципиально нового в этом нет. Как бы ни развивался человек, в нем живут глубоко заложенные в него инстинкты, которые сохраняются из поколения в поколение.
- Люди слишком серьезно относятся к еде, когда больше не к чему относиться всерьез?
- Наверное, и так можно сказать. Но я немного о другом. В своей частной практике я сталкивалась с тем, что если предки человека на протяжении многих поколений недоедали, то потом, как бы человек ни разбогател, он все равно остается как бы генетически голодным. Ему уже вроде и не нужно ничего запасать, а он все запасает и запасает.
Или другой немного аспект возьмем: если человек вырвался, как говорится, «из грязи в князи», он начинает строить замки, испытывая генетическую зависть к тем, кто что-то имел, когда его предки жили в лачуге. Все эти глубоко спрятанные в нас вещи живучи, и изживаются только многими поколениями. У нас несколько поколений голодало и недоедало, и в целом архетип нашего народа такой — голодный.
Но не все любители «съедобных фото» наследники когда-то голодавших. А Европа?
- И у них были войны и голод. И для большинства и наших людей, и европейцев еда является ценностью. Но, безусловно, к ним присоединяются и слепо следующие за модой.
- При этом отчего-то на выкладывание в сеть дипломов об окончании вузов мода не возникает. Хотя это — большее событие, чем яичница.
- Да, ни дипломы, ни какие-то ваши произведения или успехи там никому не интересны. Интересно — это. Главное — понимать, что любое выставление материальных успехов выдает массу внутренних комплексов человека.
- Это значит, что человек глубоко неуспешен в чем-то другом?
- Я бы не сказала, что дело именно в «неуспешности». Но так люди выдают слабость своих родовых комплексов. Выкладывать фото еды — это ведь не комильфо на самом деле, и показывает нашу дремучесть. Если хотите, это все зарыто совсем глубоко, идет еще из пещер: огромное количество рефлексов куда сильнее всей нашей цивилизации.
Они определяют множество проблем, с которыми мы сталкиваемся — измены, скажем, идут от инстинктивного желания самца осеменить как можно больше самок. Счастье от обретения мамонта было большим; счастье от обретения тарелки с вкуснятиной — из этой же серии. Инстинкты живучи. Некоторые их преодолели, но у большинства на это просто нет сил.
- На массовых увлечениях предприимчивые люди умело делают деньги: уже появились тарелки и блюда, которые «лучше выглядят в Инстаграме».
- Деньги отлично зарабатываются на том, что опирается на инстинкты. Часто — на глупостях. Почему бы массово не увлечься чтением? Но на книгах много не заработаешь… А тарелки — это просто и выгодно. Хотя все это звучит как издевательство над мозгом.
- С этим нужно как-то бороться?
- Ну как, бороться… Мне кажется, нужно, не боясь, высказывать свое мнение и высмеивать это. Кто-то услышит и поймет, а для кого-то это понимание, увы, недостижимо.
- В силу… уровня интеллекта?
- У человека несколько разных интеллектов, но в основном говорят об умственном и эмоциональном. Человек может иметь несколько высших образований, но не обладать эмпатией, состраданием к ближнему, не иметь представления о духовных ценностях и оставаться инфантильным. То, что мы обсуждаем, произошло не впервые — явления массовых увлечений чем бы то ни было известны. Инфантильность — беда нашего времени. Ведь по-настоящему взрослый человек ничего подобного делать не будет. Иные в 18 лет полком командовали!
- И им было не до селфи.
- Не до селфи, точно. Гайдару или Чапаю не могло прийти в голову сделать на скаку фото на фоне полевой кухни.
- Или выложить гречку оттуда в Инстаграм.
- Да, хотя это было бы сильно!
ДОСЬЕ
Наталья Варская окончила факультет психологии МГУ, в 1980-е годы сотрудничала с НИИ психологии МВД, в 1990-е — с клиникой М.В. Виноградова при Всероссийском НЦ хирургии. В 2008 году вошла в десятку лучших психологов страны. Имеет обширную частную практику. Среди ее клиентов известные актеры, бизнесмены и политики, имена которых психолог тщательно оберегает от огласки по соображениям профессиональной этики.
СПРАВКА
Instagram — бесплатное приложение для обмена фото- и видеозаписями с элементами соцсети. Разработка Instagram началась в Сан-Франциско, когда Кевин Систром и Майк Кригер решили переориентировать свой проект Burbn на мобильные фото. Приложение появилось в 2010 году. Через два года Instagram был приобретен Facebook за 1 миллиард долларов. Летом 2012 года каждую секунду в Instagram ставилось 575 лайков и добавлялся 81 комментарий. К ноябрю 2013 пользователи загрузили 16 миллиардов снимков. В прошлом году Марк Цукерберг объявил о регистрации 200-миллионного пользователя.
МНЕНИЕ
Прием пищи в прямом эфире
Анатолий Гендин, гастрономический журналист и блогер
Без интернета теперь никак. Вот и относительно новая придумка, забавная игрушка «Инстаграм» с прикольными квадратными фотографиями, уже вошла в нашу жизнь. Быстренько отправить в бездонный эфир пару-тройку картинок о своей быстротекущей жизни уже стало привычкой для многих из нас. Примерно как руки помыть перед едой.
Вот как раз про еду эти картинки часто и есть. Потому что это не просто, а очень просто. Ведь каждый из нас что-нибудь ест и пьет буквально каждый день, и не один раз. И техническое средство все время под рукой. По-своему гениальная придумка совместить мобильный телефон и фотоаппарат сильно изменила все вокруг, включая наши представления о допустимом, прекрасном и модном. Вот сейчас стало модным, извините, фоткать все подряд, в том числе и то, что стоит на столе, и этот безудержный тренд по факту делает допустимым и прекрасным абсолютно любое содержание этих, еще раз извините, фоток.
Да, иногда в эфире встречаются очень трогательные и даже высокохудожественные фотографии на эту тему. Тортик с зажженной свечой в честь дня рождения, собственноручно слепленные вареники с вишнями, кучка крепеньких грибов, неожиданно найденных на своем дачном участке.
Много вы таких видели? Основной-то поток о другом: вот что я съела сегодня на завтрак, вот как мы вчера с мужиками закусили, а вот эту несвежую рыбку на позавчерашней газете мы сейчас употребим (прости, великий и могучий!) под пивасик.
Могучий вал общедоступного фотографического ширпотреба подминает под себя вкус, такт и здравый смысл. Опытным профессионалам и талантливым любителям остается совсем мало места на обочине этого праздника простодушной жизни, их гастрономические фотографии с продуманной композицией и выверенным светом интересуют немногих. Происходит очередная подмена понятий: примитивный, но массовый продукт становится нормой, ведь так может сделать каждый. Технический прогресс в очередной раз сыграл с нами злую шутку.
Собираетесь что-нибудь съесть или выпить? Уже и руки помыли? Сначала в «Инстаграм»!
ПОЧЕМУ ОНИ ДЕЛАЮТ ЭТО. БЛОГОСФЕРА ОБСУЖДАЕТ ТРЕНД
Подготовила Галина Неробова
Apelsinka: Смысла не понимаю в таких фото. Такое впечатление, как будто люди дорвались до чего-то такого, чего ранее не встречали и вот теперь похвастаться хотят этим.
Брунхильда: Если я еду куда-нибудь, где еда — это часть культуры страны, то, конечно, фоткаю. Например, в Италии фоткала пиццу, ризотто, спагетти и т.д., в Норвегии — треску, в Германии — ребрышки и пиво. Еда так же много расскажет о стране, как, например, архитектура.
Lavanda: Зачем выставляют? Для таких, как я, в частности, и спасибо тем, кто выставляет. На сайтах с отзывами я всегда смотрю на любительские фотографии, в том числе и еды — профессиональный фотограф даже какашку сфотографирует аппетитно, а по любительской фотографии сразу понятен уровень ресторана.
Scipi: За тем же, зачем фотографируют себя на фоне Эйфелевой башни, водопадов и аниматоров. Вот, гляньте, где я был! И чего я ел! Я крутой!
228POWER: Тот, кто выложил фотку с едой, пишет: «Смотрите, нищеброды! У меня есть еда! А чего добились вы?» Подписчики пишут типа вот таких комментариев: «Вау, она может позволить себе еду». Собственно, так я себе представляю сайт Инстаграм...
Vlera: Это все от нищеты нашей российской. Ну дорвались люди до еды, хвастаются. Не от большого ума, естественно…
Liza117: Так интересно же посмотреть, особенно если речь идет об отзывах о каких-то отелях/ ресторанах. Еда — не менее важная составляющая при выборе места для проведения досуга/отпуска.
Shun: А едой он говорит — я ел в Париже! А то никто не поверит же !)))
MrFix: Ну пусть фотографируют еду до и после, чтобы наглядно было видно, во что эти люди превращают еду. Сто пудов многие девушки превращают еду в бабочег.
Skuppi: Много у людей свободного времени и мало мозга!
* Орфография, пунктуация и стилистика авторов сохранены.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Считай, смотри, худей. И все равно - фотографируй!
Невинное развлечение? Возможно. А для кого-то — шанс казаться современным и зарабатывать политические дивиденды. Или — бизнес. Новые предложения на «старой» платформе позволяют зарабатывать на наших страстях. (далее)