Умный асфальт нужен для каждого двора
Глава управы в 11:00 появляется у девятого дома, что по Юрловскому проезду. Работы здесь кипят с утра. Владимир Владимирович точно знает, как правильно положить асфальт, чтобы он сослужил городу хорошую службу. Ведь в 90-е работал на должностях мастера, главного инженера, замдиректора в сфере строительства, был главным инженером, а затем и директором ДЕЗа района Северное Бутово Москвы.
— Перед укладкой надо обязательно обработать яму битумной мастикой, — поясняет Владимир Литовский. — Это материал для гидроизоляции. Он защищает асфальт от влаги, намного продлевая его жизнь. Мы обрабатывали этим веществом и старое покрытие, и в итоге асфальт в районе прослужил городу целых шесть лет вместо положенных трех.
Несколько рабочих лопатами укладывают горячий асфальт в яму, после чего аккуратно разравнивают. Теперь его надо укатать. Этим и решил заняться глава района. Он подходит к виброплите и за секунды превращает яму в ровную поверхность.
— Ловко это вы!— говорю.
— Ну а с чем тут возиться? — говорит Владимир Литовский. — Для города нет лучше покрытия, чем асфальт. Одна его тонна стоит 3500 рублей. Этого хватает на 10 квадратных метров. У нас ежедневно уходит 12 тонн. А бетон, в отличие от асфальта, очень скользкий. Почти не дает сцепления ни с шиной, ни с подошвой. Правда, можно и лучше придумать...
— «Умный» асфальт? — в шутку замечаю я.
— Верно, и тут ничего смешного нет, — поясняет глава управы.— Сейчас мы укладываем асфальт так же, как делали это и 30 лет назад. И это при сегодняшних технологиях! А что стоит создать нано-асфальт? Видите мой костюм? Он сделан с применением нано-технологий. Непромокаемый. Почему нельзя то же самое сделать с асфальтом? Ведь покрытие вместо трехлетнего срока будет держаться десять.
В ТЕМУ
За одну смену (она длится 12 часов) только в одном районе Отрадное укладывается более 12 тонн асфальта. Работы в районе сейчас проводятся ежедневно. Попытки создать «умный» асфальт длятся уже несколько лет. Подобными исследованиями активно занимаются ученые в Японии. Пока что дешевого способа наладить производство такого суперасфальта нет.
СПРАВКА
Владимир Литовский получил два высших образования. С 1979 по 1989 год работал шахтером. С 1990 по 1997-й был мастером, главным инженером, замедиректора в сфере строительства. С 1997 по 2001 год— главный инженер, а затем директор ДЕЗа района Северное Бутово. В 2001 году назначен замглавы управы района Котловка. С 2011 года— глава управы района Отрадное.