Вопреки тенденциям книги для малышей продают успешно
И писатели, и психологи, и даже продавцы бумажных изданий в голос твердят простую аксиому XXI века: «Борьба книг с компьютерами за внимание детей проиграна».
Но, зная о положительном влиянии чтения на общее развитие, образное мышление и культуру речи, сдаваться никто не собирается.
— Нет единого способа приучить ребенка к книгам, — считает Марина Аромштам. — Чтение — это особый, очень сложный вид общения. А научить ребенка общаться нельзя. Можно лишь привить ему базовые навыки коммуникации. Остальное же придется постигать самостоятельно. То же самое и с книгами. Читающий ребенок — это не тот, который в обмен на час компьютерных игр проштудирует десять страниц текста. Превращение чтения в бартер — главная ошибка взрослых.
Безусловно, главную роль в увлеченности детей чтением играют родители. Если ребенок никогда не видел маму, часами сидящую за томиком стихотворений Пушкина, вряд ли стоит ожидать от него бесконечной любви к книгам.
Стоит серьезно подходить и к возрастным ограничениям. Бытует распространенный миф, что раннее приобщение к классике способствует быстрому интеллектуальному развитию малыша.
— На самом же деле годовалому ребенку все равно, читаете вы ему «Евгения Онегина» или сказку о муми-троллях, — утверждает Аромштам. — Кроме голоса матери, он ничего не воспринимает. Даже популярные книжки с картинками в раннем возрасте бесполезны. Ведь рисунок— это символ, который необходимо осознавать в контексте окружающей среды, канвы сюжета. Стоит здраво выбирать, что понятно восприятию ребенка, а что — пока нет.
Однако, несмотря на устоявшееся общественное мнение, московские книжные магазины дефицита покупателей не испытывают. Детские печатные книги не страдают от конкуренции с электронными, поскольку родители прекрасно осведомлены о пагубном влиянии мерцающего экрана и на зрение ребенка, и на концентрацию его внимания.
Привлекают также разнообразие жанров и широкий выбор писателей на любой вкус.
— Разумеется, современная литература, особенно фантастика, среди нынешних детей и подростков более популярна, чем классика, — объясняет тенденции директор одного из книжных магазинов Ян Крусткалн. — Этому есть вполне логичное объяснение: ребенку интереснее читать истории тех героев, с которыми он может себя ассоциировать. Большой разрыв между эпохой, описанной в классических произведениях, и жизнью современных школьников сказывается на том, что «обязательная» литература для них скучна и непонятна.
Сейчас на столичный книжный рынок влияет множество факторов. Среди них и нехватка времени на чтение из-за высокого темпа жизни, и изменение способа, которым люди потребляют информацию.
У большей части населения сформировано так называемое клиповое мышление, и бороться с привычкой читать короткие сообщения и маленькие тексты сложно уже на психологическом уровне. Вместе с тем на детскую книгу особенности современного общества влияют наименьшим образом.
— Существенную прибыль книжным магазинам приносит детская литература, связанная с хобби и увлечениями, — сообщает Ян Крусткалн. — Всевозможные книги о творчестве, хобби, изобразительных искусствах, обучающие пособия и самоучители расходятся на ура. Потребителю важно, чтобы после прочтения был практический результат. Достаточно неплохо продается и литература по домашней педагогике и психологии, а также детская медицинская литература.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Светлана Клюева, детский психолог:
- Выбор произведений, которые читают дети, напрямую зависит от предпочтений родителей. Подростки во многом подражают старшим и, глядя на них, формируют собственные вкусы. Привить любовь к книгам можно только постоянным чтением. Водите детей на книжные ярмарки, выставки, лекции в библиотеках, покупайте бумажные издания. Ищите произведения с небанальным и живым сюжетом, ведь дети чувствуют фальшь на подлете и никогда не станут читать второсортную литературу.
Эдуард Успенский, детский писатель:
- Заставить современного ребенка читать можно только при помощи ремня. Компьютеры, планшеты и телефоны перетягивают на себя все внимание. Дети уже не умеют концентрироваться. В тех семьях, где нет телевизоров, где интернет под запретом, вырастают очень толковые девчонки и мальчишки. Но, приходя в школу или встречаясь со сверстниками, ребенок попадает под влияние общества, в котором читать уже давно не принято. И два родителя в этой битве обречены на поражение.