Гжель станем туристическим кластером
По случаю солидного юбилея (он придется на 2028 год) в Гжели в ближайшее время планируют создать туристический кластер и превратить территорию древнейшего промысла страны в место, притягательное не только для гостей, но и для предпринимателей. Несмотря на то что в этом сельском поселении, расположенном в 40 километрах от Москвы, живет всего 25 тысяч человек, здесь работают не только восемь «тематических» предприятий, но и целая образовательная сеть.
— Мы создали схему непрерывного образования, где, начиная с детского сада и заканчивая государственными университетами (их у нас шесть!), людей обучают древнему ремеслу, — говорит глава Гжельского сельского поселения Галина Голикова. — Немногие знают, что кобальт, которым расписывают наши изделия, на самом деле черный. И мастерство наших живописцев заключается силе нажатия кисточкой так, чтобы кобальт потом заиграл самыми разными оттенками — от светло-голубого до темно-синего.
И этому мастерству у нас сейчас учатся не только наши ребята, но и студенты из других стран, ведь Гжель — побратим многих городов. В конце прошлого года в список «побратимов» добавилась итальянская Дерута — знаменитый центр майолики, который особенно впечатлил местную администрацию:
— Когда мы приехали в Деруту, нас поразило, что в этом небольшом городке все, начиная от номеров домов, скамеек, уличных столиков и заканчивая оформлением зданий, было сделано в едином фирменном стиле. Нам до этого еще далеко. Мы прекрасно понимаем, что основа сохранения традиций Гжели — это экономика, но без поддержки государства нам не сдюжить. Сейчас этот ручной труд низкооплачиваем, и мы переживаем, что многие молодые люди даже не знают, что такое Гжель. Если мы сейчас не обратим на это внимание, лет через 15–20 промысел будет незаслуженно забыт.
Чтобы сохранить традицию и превратить регион в прибыльный проект, надо развивать территорию в комплексе, уверен председатель Палаты народных промыслов и ремесел Сергей Акентьев:
— Точно знаю, что в правительстве это понимают. Нужно лишь объединить усилия общественности, бизнеса, муниципальной власти и государства. Процесс потихоньку идет, но хотелось бы, чтобы от рассуждений и разговоров он переходил в плоскость практических действий.
Возможно, сказывается недостаток патриотизма у местных предпринимателей.
— В мире наметился четкий тренд: из деревень люди уезжают в малые города, из малых — в средние, оттуда — в столичные, а из столиц переезжают… в самые красивые деревни, — утверждает Александр Мерзлов, президент Ассоциации «Самые красивые деревни России». — Главный критерий тут — самобытность, природа, гостеприимство жителей, местная гастрономия. Пример с первым местом, получившим статус самой красивой деревни страны (а это статус международный, и его присвоили уже 40 поселениям РФ), селом Вятское в Ярославской области, показал, что иногда достаточно энтузиазма одного человека.
Оно преобразилось усилиями предпринимателя, который вложился в его обустройство и не прогадал. Сейчас Вятское — это более 120 тысяч туристов в год, 12 музеев, сельхозпроизводство и множество новых рабочих мест.