Чтоб состав довез вас вовремя
Вчера журналисты «Вечерка» побывала на станции «Москва-Пассажирская-Киевская». По итогам прошлого года она – в числе лучших коллективов Московской железной дороги. Рельсы – это свой особый мир, где ничего не боятся лишь местные псы. Среди здешних жучек есть даже трехногие – и все равно не страшит их ни поезд, ни машина. В отличие от псов люди знают: на путях одним бесстрашием не обойтись. Чтоб ничего не стряслось, здесь надо все предусмотреть. Даже больше, чем все! «Можно тысячу причин предвидеть, но человек может просто устать – и получим тысяча первую», – говорит начальник станции «Москва-Пассажирская-Киевская» (и давний читатель «Вечерки») Олег Мяготин. Он знает рельсы как пять пальцев – начинал рабочим, составлявшим поезда. Олег Петрович – не просто «потомственный транспортник». Кажется, он и вся его семья с «железкой» в родстве. Приросли к ней корнями. Его отец был машинистом, мать – дежурной по станции. С железной дорогой связали судьбу брат Борис, дочь Мария, сын Боря, племянник Олег… Мы вылезли из машины – Олег Петрович идет уверенной походкой вдоль путей. Здесь его мир – в нем он как рыба в воде. К станции подходит поезд «Иван Кожедуб». Мяготин машет рукой – махнул и машинист.
– Откуда поезд? – спросил я Олега Петровича.
– Украина, Сумы.
– А машинист?
– Наш. Составы с СНГ в город приводят московские машинисты. Поезда они принимают на Брянщине либо в Сухиничах. Наши дорожники – народ особый. Видите это? – Мяготин указал на мусор вдоль путей. – Здесь шел поезд с «ближнего зарубежья». Наш проводник не сорит, где трудится. Бывало и хуже: шел раз состав с Молдовы – из окна шприц вылетел. Когда в вагон вошли, видим: проводники под наркотиками! Сообщили в Молдову – там их всех повыгоняли. Правильно! Слишком серьезно это – жизни пассажиров.
Мы идем к посту электрической централизации (он же – «пост ЭЦ»). Здесь дежурные по станции обеспечивают выполнение графика движения поездов. Эти люди не меньше машинистов ответственны за безопасность движения. За нее отвечают дежурные Галина Кадиленко, Татьяна Тихонова, Галина Ганина и Александр Лялин. Вместе они – настоящая сборная команда. Галина Кадиленко – из Казахстана, Татьяна родом из Москвы, Галина Ганина – из Самары, а выпускник МИИТа, потомственный дорожник Александр Лялин – с Одинцова. На экранах дежурных – паутина цветных линий, под рукой – ведомости и график. Для нас это «птичий язык», для них – ясные схемы. Вот на экране вспыхнул светлый огонек – значит, путь свободен! Счет здесь идет на секунды, – и недаром о дежурных говорят: «Кто смог дежурить по станции, тот сможет возглавить АЭС». Не больше, не меньше! Дежурным в их нелегком труде помогают механики и спецы по автоматике. Кроме них на путях у станции трудятся рабочие-путейцы, а контактники следят за состоянием контактных проводов. В день нашего приезда на посту было все спокойно. А, вот, в ремонтно-экипировочном депо (РЭД) рабочие столкнулись с проблемой. По словам осмотрщика вагонов Сергея Дьячкова, один вагон пришел с Южного парка размалеванным. Мазня вандалов украдет у депо несколько часов.
Мы спросили работников станции, с какими еще проблемами они сталкивались.
– Видимых трудностей нет, особенно в плане техники, – отвечали они. – Скажем, здесь скоро появятся испанские поезда «Тальга» с раздвижной колесной парой. Значит, дорожники потратят меньше времени с переводом составов с нашей колеи на европейскую. Проблемы не в технике, даже не в нас – в последнее время они возникают «извне». Вот сейчас, весной, оживятся «зацеперы». Еще есть любители ездить на крышах вагонов – едут и не поймут: одно касание контактного провода – и сгоришь живьем!
– Трудно ли руководить станцией? – спросили мы Олега Петровича.
– Здесь мало просто «руководить», – сказал бывалый транспортник. – Главное: нужно знать все участки работы. Когда ты их знаешь и все их прошел – лишь тогда разговор будет на равных. Именно на этом строится авторитет.
– Какова сейчас главная цель у станции? – спросили мы, прощаясь, у ее работников.
– Цель всегда одна – чтоб состав довез вас вовремя!