Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Как сельский священник стал Патриархом всея Руси

Общество
Как сельский священник стал Патриархом всея Руси
Патриарх всея Руси Тихон (Белавин). / Архив фотослужбы

Будущий Патриарх Василий Иванович Белавин родился 19 января 1865 года в семье сельского священника в с. Клин, Торопецкого уезда, Псковской губернии. Его деды и прадеды служили в сельской церкви со времен Ивана Грозного. Детство и юношество он провел в русской деревне. Как же случилось, что сын и внук сельских священников Белавиных из Псковской глубинки, затерянной в лесах и болотах, без высокого покровительства и протекций стал Первосвященником?

Добрый отличник

После окончания церковно-приходской школы в 13 лет он поступил в Псковскую семинарию. Среди учеников он выделялся успехами в учебе и отсутствием юношеского тщеславия. Обычно отличники держатся особняком, но высокий, белокурый семинарист Белавин, напротив, всегда старался помочь друзьям в учебе, был спокоен и доброжелателен.

В возрасте 18 лет Василий поступил в Петербургскую духовную академию, единственный из всего рода он получил богословскую степень и вернулся в 23 года преподавать в Псковскую семинарию. За три года этого труда его полюбили не только ученики, но и псковитяне. Педагогическая карьера складывалась удачно, но Василий избрал другой путь и в 1891 году стал монахом.

Тихон – значит скромный

Учитывая его постоянную скромность, при постриге ему дали имя Тихон, в честь святителя Тихона Задонского и перевели в Холмскую семинарию ректором (г. Люблин). Пришлось покинуть любимую сердцу псковщину. За 7 лет ректорской службы архимандрит Тихон, несмотря на свойственную ему мягкость и добродушие, четко организовал учебно-воспитательный процесс.

В 1898 году Тихон (Белавин) стал епископом Холмской епархии. При наречении он говорил: «Мне не ведома трудность епископского служения, в юношестве я думал, что это почет, власть, сила. Ныне разумею, что епископство прежде всего труд и подвиг. Легко ли быть «всем для всех»? Легко ли быть образцом для верных в слове, в любви, в вере? Легко ли одному запрещать, другого обличать? Легко ли нести ответственность за себя, за паству и за пастырей?».

Священника не хотели отпускать

Ответ подсказала сама жизнь. На Холмщине (сейчас это Польша), как и в Пскове, он всюду был желанным гостем. Милый и обаятельный 33-летний епископ был очень популярен и среди духовенства и среди народа. Но спустя некоторое время его отправили служить в Америку. Когда пришел указ о его переводе, плакали все горожане. Город собрался на вокзал провожать любимого пастыря. Народ силой пытался удержать отъезжающего владыку, а многие и просто легли на полотно железной дороги. И только сердечное обращение самого владыки успокоило народ.

Почти 9 лет, на фоне усиливающейся славянской иммиграции в Америку, епископ старался помочь православным и надеялся, что свойственные православным людям порывы к небесному, смирение, покаяние и терпение перейдут и к американском народу. С этой целью он создал Духовную семинарию в Миннеаполисе и готовил пастырей из числа американских граждан, возводил новые храмы. Кроме того, Тихон перевел на английский язык много богослужебной литературы. По-прежнему он был прост как в обществе, так и в административных делах.

Он не боялся губернаторов

В 1907 г. Тихона призвали служить в Ярославскую епархию. Плакала православная Америка, где и поныне его именуют Апостолом Православия.

Во время служения в Ярославской епархии, Тихон (Белавин) постоянно объезжал приходы, когда верхом на лошади, когда на лодке, и иногда и пешком. За 7 лет он неоднократно побывал во всех, даже самых отдаленных приходах. При объездах лично знакомился с настоятелем, расспрашивал о всех проблемах, включая бытовые и семейные.

В вопросах церковной свободы он всегда вставал на сторону священнослужителя, и именно поэтому возник конфликт с ярославским губернатором, который добился перевода Тихона в Литву.

Во дни торжеств и бед народных

В декабре 1914 года святитель был переведен в Виленскую кафедру. И позже, где бы ни служил славный сын земли Псковско в Вильне — на Литовской кафедре, в Москве — он находил общий язык с крестьянами и ремесленниками, с рабочими и купцами, с интеллигенцией и дворянами знатных родов.

Архиерей избегал пышных встреч, чинопочитания, старался побывать в самых дальних приютах, в селах и деревнях. Он ходил по домам, посещал больных, раздавал детям иконы и крестики. Во время германской войны молитвой и пастырским словом подкреплял дух воинов на боевых позициях, под обстрелом, — за что был награжден орденом. В Первую мировую войну, когда немцы были уже под стенами Вильно, он вывозит в Москву мощи Виленских мучеников, другие святыни и, возвратившись в еще не занятые врагом земли, служит в переполненных храмах, обходит лазареты, благословляет и напутствует уходящие защищать Отечество войска.

«Избрания сего я не искал»

Государственный переворот весны 1917 года застал Тихона в Москве. Настала пора перемен и реформ для Православной Российской Церкви. 200 с лишним лет не созывались на Руси Соборы. 28 августа 1917 года состоялось открытие Поместного Собора Православной Российской Церкви. Мнение народа на нем выразили крестьяне: «У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».

Через 2 месяца, когда в Москве разворачивалась борьба большевиков за власть, Собор принял решение о восстановлении в России патриаршества. Жребием был выбран Патриарх – митрополит Московский Тихон (Белавин). Узнав об этом, Тихон сказал: «Эта весть явилась для меня тем свитком, на котором было написано: плач, стон и горе… А настоящую тяжелую годину нахожу подкрепление в том, что избрания сего я не искал, и оно пришло помимо меня и даже помимо человеков, по избранию Божию». О своей жизни, о своем будущем он уже совсем не думал. Он сам был готов погибнуть в любой момент. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», - говорил он.

Интронизация Патриарха была назначена на 21 ноября в Успенском Соборе. Кремль уже был захвачен большевиками. Октябрьский штурм был беспощаден… Дыры на куполе Успенского Собора, пробоины в стенах Чудова монастыря. Веяние духа большевистской злобы и разрушения – вот, что увидели люди, выходя из Успенского Собора.

Несметные толпы народа при приближении Патриарха Тихона опускались на колени. Красноармейцы снимали шапки, а большевистская стража косо посматривала, но роптать побаивалась. Работа Собора тем временем продолжалась. Зная, что подготовлен декрет большевиков о смертной казни для «врагов народа», все ясно понимали, что это коснется и священников. Поэтому в сжатые сроки была проведена реформа церкви, работа церкви теперь строилась по типу двухпалатного парламентa.

«Помогите стране, помогавшей всем другим!..»

Обстановка в стране стремительно менялась. В начале 1918 года Церковь была отделена от государства и школы от Церкви. Были закрыты все духовные заведения, 26 монастырей и 94 храма, убито 300 священнослужителей. А 16 февраля 1916 г. власти постановили вскрыть мощи святых. Процесс вскрытия по всей стране сопровождался сопротивлением верущих, и как результат, аресты и расстрелы духовенства и мирян. К началу 1921 года ликвидировали больше 600 монастырей. Летом разразился небывалый голод, следствие Гражданской войны и продовольственной политики большевиков. Голод захватил многие районы России. К началу 22 года голодало более 30 млн. человек (треть из них погибла).

Попытки общественности помочь голодающим привели к разгону большевиками Всероссийского Комитета Помощи голодающим. В преступление членам голкома вменяли не только их стремление помочь голодающим, но и обращение к патриарху Тихону, а также напечатание ими обращения Патриарха: «...Помогите! Помогите стране, помогавшей всем другим! Помогите стране, кормившей многих и ныне умирающей от голода...».

Под предлогом помощи голодающим власти пытались разгромить Церковь. Патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на святыни и народное достояние. В результате он был арестован и с 16 мая 1922 года по июнь 1923 года находился в заточении. Дзержинский обосновал этот арест так: «арест и следствие над патриархом Тихоном есть результат политики, ведущейся ВЧК и Наркомюстом по отношению к духовенству, заключающейся в дискредитации духовенства и лишении их возможности устраивать богослужения». Ленин, в свою очередь, отправил секретную доктрину для Политбюро: «Теперь, когда на дорогах в голодных областях валяются трупы и люди едят людей, мы обеспечим себе необходимые для нас позиции на десятилетия. Поэтому постановляю: произвести изъятия церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией». Ленин призывал расстрелять как можно больше духовенства и буржуазии, чтобы «на несколько десятков лет не о каком сопротивлении они не смели думать». По этому делу были расстреляны более 8 тысяч защитников веры.

В борьбе с «Живой церковью»

А тем временем находящегося под арестом Тихона власти хотели морально сломить и скомпрометировать Патриарха в глазах верующих. Эта цель частично была достигнута. Патриарх пошел на ряд уступок (в частности, о введении нового календаря). Благодаря компромиссу он получил свободу. Впоследствии он говорил, что если бы знал подлинное положение дел, никогда бы не пошел на компромисс с властью.

Выпущенный на свободу Патриарх твердо встал на защиту Церкви. Патриарх понял, что его намеренно дезинформировали в застенках ГПУ. За время ареста Патриарха Троцкий и Дзержинский инициировали создание новой «Живой церкви», с целью создать осведомительную цепь. А Патриарху внушили, что обновленцы захватили все приходы и Верховную власть в церкви. Поэтому, выйдя на свободу, Патриарх Тихон написал Послание, в котором резко подверг критике обновленцев, раскрыв их подлинную сущность. И с этого момента его борьба с большевиками не прекращалась.

Он прямо обличал гонения на Церковь, выступал против террора и жестокости, против отдельных безумцев, которых он отлучил от церкви, в надежде разбудить их совесть. Власти следили за Патриархом, пытались его убить. Несмотря на гонения, Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, оставаясь спокойным, внимательным и доступным, и люди со всей страны шли к нему нескончаемым потоком. Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням.

Умер Патриарх Тихон 7 апреля 1925 года, его последними словами было обращение к православным с призывом покрывать зло добром. Своей жизнью он показал пример христианского монашеского служения людям и Родине. В 1989 году Тихон (Белавин) был причислен к лику Святых. Поклониться его мощам можно в Донском монастыре. Другие дни поминовения: 13 февраля, 9 октября, 18 октября, 18 ноября.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.