Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Верность Истине

Общество
2 июля в Твери прошла конференция, посвященная священномученику Филиппу, митрополиту Московскому. Конференция была организована Комиссией Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации и Тверской митрополией Русской православной церкви.

Со времени мученической кончины святителя Филиппа, митрополита Московского, минуло четыре с половиной столетия. Но его личность и жизнь до сих пор являются актуальным примером мужества и верности Евангелию. Его подвиг стал наказом, который в разные эпохи исполняет Русская Церковь — стой в Истине до конца.

Святитель жил во времена правления Ивана Грозного, когда жестокость и страх вытесняли во многих умах и сердцах учение Христово. В разгул опричнины святитель Филипп смело возвышал голос в защиту евангельского духа и призывал христиан к сохранению апостольской любви. В одном из посланий, адресованных братии Соловецкого монастыря, он писал: «Бога ради, живите любовно!»

Не «боярскую оппозицию» и не «привилегии Церкви» защищал митрополит Филипп, как утверждали историки в советское время. Поступки святителя были продиктованы не столько политическими или социально-экономическими, сколько религиозными мотивами. В его словах звучала печаль по утрате многими людьми христианской веры и любви. Без них запечатленный в человеке от сотворения мира образ Божий блекнет и размывается, ибо человек утрачивает связь со своим Творцом — источником добра, и исполняется чуждой Ему злобой и ненавистью.

Святитель Филипп защищал духовную основу христианства, видя в этом свой долг православного пастыря. Ради ее укрепления и возвращения в жизнь общества и государства он был готов жизнь свою положить за овец своих (ср. Ин. 15, 13), уподобляясь в этом Самому Христу.

Видя, с какой неистовой жестокостью проливаются слезы обездоленных и кровь невинных, а царь Иван Грозный не желает внимать печалованиям Церкви о судьбах опальных людей, митрополит Филипп не устрашился лично вразумить правителя. Он увещевал царя тайно, потом явно отказал ему в благословении. Не поддавшись нажиму, святитель был тверд в отстаивании своей позиции истинного пастыря, ради Истины не жалеющий себя самого.

Последствия его духовной стойкости были для него самыми тяжелыми: его близких казнили, он сам подвергся издевательствам и как простой монах был сослан в Тверской Отроч монастырь, где в декабре 1569 года принял мученический венец.

Верность Истине При каждой возможности надо ходить в храм, особенно в воскресенье, причащаться святых христовых тайн / Фото: Александр Казаков, «Вечерняя Москва»

За свою многовековую историю Церковь не раз сталкивалась с необходимостью защищать основы веры, в том числе заповедь о любви к ближнему, одинаково обязательную для всех членов общества, от нищего до царя. Это происходило при раннехристианских мучениках, во времена святителя Иоанна Златоуста, при преподобном Иоанне Дамаскине. И у нас на Руси голос пастырей в защиту Церкви звучал неоднократно, и за это они нередко терпели притеснения. Так было со святителем Леонтием Ростовским, павшим от рук язычников, и со священномучеником Гермогеном, уморенным голодом за свое твердое стояние в православии.

С кончиной святителя Филиппа пастырское мученичество за веру не иссякло в Русской Церкви. Его подвиг, хорошо известный любому представителю духовенства, любому образованному человеку в дореволюционной России, возжигал в сердцах верующих потребность следовать христианскому долгу даже в самые тяжелые для Церкви времена.

В начале прошлого столетия преподобный Варсонофий Оптинский предупреждал о грядущих гонениях на христиан. Он писал: «Колизей разрушен, но не уничтожен. Колизей — это театр, где язычники любовались на мучения христиан», где проливалась кровь мучеников. Так и «ад тоже разрушен, но не уничтожен, — предупреждал старец, — и придет время, когда он даст себя знать». Его слова исполнились после 1917 г., когда стояние в Истине возглавил святитель Тихон, патриарх Московский и Всероссийский. Неимоверное число святынь было разрушено, сотни тысяч священнослужителей и монахов были расстреляны. Государство оказывало беспрецедентное давление на простых верующих, заставляя их отречься от Бога. Гонениям подверглись также и крестьяне, и интеллигенция, и представители класса предпринимателей.

Но священники и архиереи, укрепляемые Духом Святым, продолжали свое пастырское служение, они поддерживали народ как последователи святителя Филиппа. В годы советской власти в России тысячи православных мучеников и исповедников предпочли пойти на страдания и смерть, но сохранить свою веру.

Оценивая востребованную сегодня продукцию массовой культуры, нельзя не признать, что в умах современных людей присутствуют плевелы богоборчества и человеконенавистничества. Эти идеи во многом обесценены, но они не уничтожены. И мы должны быть готовы к тому, что они дадут о себе знать, а потому нам надо укрепляться в вере и помнить подвиг тех, кто отстаивал Истину. И в этом отношении святитель Филипп уникальная личность, жизнь которого дает много уроков для нас.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.