Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Ирина Якунина: Выпускаем дирижабль из черного ящика

Общество
Ирина Якунина: Выпускаем дирижабль из черного ящика
Ирина Якунина ведет урок у десятиклассников по теме «Спирты и фенолы». В руке у нее пробирка с только что полученным глицератом меди / Фото: Никита Смирнов
Ирина Якунина преподает химию в лицее № 1580. После изучения очередной крупной темы она предлагает школьникам расшифровать черный ящик. А ящики эти она отыскивает в трех местах: в поле, в книгах и... у себя дома в кресле.

Лицей № 1580 работает при МГТУ имени Баумана. Не надо думать, что раз химия — естественная наука, то все ребята-технари ее обязательно любят. Некоторым подавай только физику и математику, а про другое они и слышать не хотят. Поэтому за первые четыре месяца, с сентября до Нового года, Ирина Якунина должна их убедить, что химия — это здорово.

- Ирина Ивановна, так что же в черном ящике?

- Это я так в шутку называю метод кейсов (по-английски case — «ящик») — активное обучение на основе анализа реальных ситуаций. Причем обязательно с коллективной выработкой решений.

В восьмом классе я провожу обобщающий урок по теме «Водород». Раздаю текст романа Жюль Верна «Пять недель на воздушном шаре». Через две недели мы проводим предварительное обсуждение: какие проблемы содержатся в тексте (что позволяет подниматься, лететь и опускаться воздушному шару, какая опасность существует при полете), какие задачи надо решить, чтобы справиться с проблемой.

Формируются рабочие группы из 3–5 человек, каждая выбирает тему: сопоставление физических и химических свойств водорода и воздуха, перевод старинных единиц измерения физических величин (футы, галлоны) в СИ, расчет подъемной силы шара. Ребята рисуют схему аппарата для получения водорода и его нагревания, оценивают, является ли описанный в романе способ получения водорода оптимальным, анализируют соотношение опасности и выгоды от использования воздушных шаров и дирижаблей. Потом на уроке модераторы от каждой группы докладывают результаты. Я комментирую каждое выступление, подвожу итоги…

- …И ставите всем по пятерке?

- Во всем мире при кейс-методе используется 100-балльная рейтинговая система оценивания. Причем половину баллов выставляют модераторы, остальные — эксперт-учитель. От 80 баллов и выше — это пятерка, от 50 до 80 — четверка, от 30 до 50 — тройка.

- Какие еще бывают кейсы?

- «Кресельные» — которые я придумываю, сидя дома в кресле. Одиннадцатиклассникам после изучения свойств и методов металлов я предлагаю кейс «Получение меди из сульфидных руд». Обсуждаем, какой метод получения предпочтительнее с точки зрения экономической выгоды и экологической безопасности. А есть еще полевые кейсы.

- С выездом на природу?

- Нет, просто темы для них попадаются «в поле», то есть в повседневной жизни. Я случайно узнала, что в десятом классе многие ребята, даже те, кто не занимается серьезно спортом, увлекаются энергетическими напитками. И по окончании курса органической химии я предложила им ответить на вопрос, что такое энергия в биологическом смысле, что собой представляют компоненты этих коктейлей, объяснить с научной точки зрения, соответствуют ли эти напитки маркетинговым требованиям к ним и так ли они полезны и безопасны.

- Вы прямо как Чехов: посмотрели на чернильницу — и готов сюжет.

- Что вы! Я так мучительно их придумываю. Но кейсы и не должны использоваться часто. Их надо дополнять логически построенными уроками, иначе у ребят в голове останется только набор не связанных друг с другом ситуаций. Зато они отлично помогают при обобщении по крупным темам. И как никакой другой метод учат грамотно излагать свою мысль и, конечно, работать в команде.

- И видеть связь между химией и жизнью?

- Конечно. Химия и есть жизнь. Что будет, если я посреди урока выйду из класса?

- Страшно подумать.

- Правильно — хаос. Человеческое общество, как и все в природе, при любой возможности стремится к увеличению энтропии, то есть меры беспорядка. Одни только идеальные кристаллы составляют исключение — это самая упорядоченная в мире структура, а зарождаться они могут самопроизвольно. Кстати, а почему кристаллы не подвержены энтропии? Кажется, я придумала тему для очередного кейса…

СПРАВКА

Ирина Якунина родилась в 1957 году. Окончила Московский химико-технологический институт имени Д. И. Менделеева (1981) и Московский институт открытого образования (2009). До 1994 года работала в НИИ, затем стала учителем.

Кандидат педагогических наук (2011), учитель высшей категории. Награждена грамотами Департамента образования (2004, 2009), победитель конкурса на соискание гранта Москвы в области образования (2010).

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.