Ирина Якунина: Выпускаем дирижабль из черного ящика
Лицей № 1580 работает при МГТУ имени Баумана. Не надо думать, что раз химия — естественная наука, то все ребята-технари ее обязательно любят. Некоторым подавай только физику и математику, а про другое они и слышать не хотят. Поэтому за первые четыре месяца, с сентября до Нового года, Ирина Якунина должна их убедить, что химия — это здорово.
- Ирина Ивановна, так что же в черном ящике?
- Это я так в шутку называю метод кейсов (по-английски case — «ящик») — активное обучение на основе анализа реальных ситуаций. Причем обязательно с коллективной выработкой решений.
В восьмом классе я провожу обобщающий урок по теме «Водород». Раздаю текст романа Жюль Верна «Пять недель на воздушном шаре». Через две недели мы проводим предварительное обсуждение: какие проблемы содержатся в тексте (что позволяет подниматься, лететь и опускаться воздушному шару, какая опасность существует при полете), какие задачи надо решить, чтобы справиться с проблемой.
Формируются рабочие группы из 3–5 человек, каждая выбирает тему: сопоставление физических и химических свойств водорода и воздуха, перевод старинных единиц измерения физических величин (футы, галлоны) в СИ, расчет подъемной силы шара. Ребята рисуют схему аппарата для получения водорода и его нагревания, оценивают, является ли описанный в романе способ получения водорода оптимальным, анализируют соотношение опасности и выгоды от использования воздушных шаров и дирижаблей. Потом на уроке модераторы от каждой группы докладывают результаты. Я комментирую каждое выступление, подвожу итоги…
- …И ставите всем по пятерке?
- Во всем мире при кейс-методе используется 100-балльная рейтинговая система оценивания. Причем половину баллов выставляют модераторы, остальные — эксперт-учитель. От 80 баллов и выше — это пятерка, от 50 до 80 — четверка, от 30 до 50 — тройка.
- Какие еще бывают кейсы?
- «Кресельные» — которые я придумываю, сидя дома в кресле. Одиннадцатиклассникам после изучения свойств и методов металлов я предлагаю кейс «Получение меди из сульфидных руд». Обсуждаем, какой метод получения предпочтительнее с точки зрения экономической выгоды и экологической безопасности. А есть еще полевые кейсы.
- С выездом на природу?
- Нет, просто темы для них попадаются «в поле», то есть в повседневной жизни. Я случайно узнала, что в десятом классе многие ребята, даже те, кто не занимается серьезно спортом, увлекаются энергетическими напитками. И по окончании курса органической химии я предложила им ответить на вопрос, что такое энергия в биологическом смысле, что собой представляют компоненты этих коктейлей, объяснить с научной точки зрения, соответствуют ли эти напитки маркетинговым требованиям к ним и так ли они полезны и безопасны.
- Вы прямо как Чехов: посмотрели на чернильницу — и готов сюжет.
- Что вы! Я так мучительно их придумываю. Но кейсы и не должны использоваться часто. Их надо дополнять логически построенными уроками, иначе у ребят в голове останется только набор не связанных друг с другом ситуаций. Зато они отлично помогают при обобщении по крупным темам. И как никакой другой метод учат грамотно излагать свою мысль и, конечно, работать в команде.
- И видеть связь между химией и жизнью?
- Конечно. Химия и есть жизнь. Что будет, если я посреди урока выйду из класса?
- Страшно подумать.
- Правильно — хаос. Человеческое общество, как и все в природе, при любой возможности стремится к увеличению энтропии, то есть меры беспорядка. Одни только идеальные кристаллы составляют исключение — это самая упорядоченная в мире структура, а зарождаться они могут самопроизвольно. Кстати, а почему кристаллы не подвержены энтропии? Кажется, я придумала тему для очередного кейса…
СПРАВКА
Ирина Якунина родилась в 1957 году. Окончила Московский химико-технологический институт имени Д. И. Менделеева (1981) и Московский институт открытого образования (2009). До 1994 года работала в НИИ, затем стала учителем.
Кандидат педагогических наук (2011), учитель высшей категории. Награждена грамотами Департамента образования (2004, 2009), победитель конкурса на соискание гранта Москвы в области образования (2010).