Марлен Хуциев: Держись, не мсти и не ковыряй раны
Создатель шедевров «Весна на Заречной улице», «Был месяц май», «Июльский дождь», «Застава Ильича», «Послесловие» - рыцарь без страха и упрека, с незапамятной совестью. Только Марлен Мартынович – не любитель разговоров. Поэтому мы попросили мастера поделиться с «Вечерней Москвой» правилами жизни, которыми он руководствуется.
Не забывайте классиков
- Я улетаю на Северный Кавказ снимать последние сцены для своего фильма «Невечерняя». В этой картине - о встречах Льва Толстого и Антона Чехова есть мотив произведения Льва Николаевича «Хаджи Мурат», ради которого я и еду туда. Задумал картину еще мой учитель Михаил Ромм. Хотя я снимаю фильм о том, что происходило более 100 лет назад, но невольно думаю о том – об отношении Толстого и Чехова к сегодняшней действительности. Предполагаю, что классики очень бы удивились тому, что случилось с нашим миром и с нами. Если бы Лев Николаевич знал, сколько сегодня «горячих точек» на планете, то пришел бы к выводу, что в мире нет прогресса, что все идет к вымиранию человечества. Я посоветовал бы людям свои действия, решения мысленно отправлять великим людям, нашим классикам, и попытаться представить их реакцию. Напомню, что Толстой и Чехов с большим уважением относились друг к другу. Чехов боготворил Льва Николаевича, а Толстой называл Чехова «Пушкиным в прозе». Я решил, что во встречах, а это были три встречи, был высший смысл, поэтому я и снимаю фильм «Невечерняя».
Уважайте учителей и стариков
- Я родился в Тбилиси, и хотя всю жизнь – за исключение нескольких лет живу в Москве, но родиной считаю Грузию. В последний раз был в Тбилиси 2 года назад, а до этого лет 15 не был. Грузия сформировала меня. Думаю, что и моя долгая жизнь на Земле связана с тем, что я родился в Грузии, с ее особым отношением к людям, к своему здоровью. В этой стране всегда уважали старших, своих учителей, и я уважаю. Мы стараемся следовать заветам своих учителей, и не позорить их своими делами. В школе Тбилиси у меня были замечательные учителя, которые навсегда остались в моем сердце. Также в Тбилиси был замечательный театр Юного зрителя, в котором начинал свой путь выдающийся режиссер Георгий Товстоногов, и все мое детство связано с этим театром. Этот театр считаю своим учителем. Разумеется, мои учителя – великая русская культура, музыка, живопись.
Относитесь к профессии как к искусству
- Я мечтал стать художником. Рисовал. Но художник из меня не получился. Таланта не хватило. Переоценил свои силы, когда посягал на то, чтобы стать живописцем. Но и кино я считаю искусством, если относиться к нему как к искусству. Впрочем, к любому делу надо относиться как к искусству. К сожалению, сегодня из кино делают неведомо что. Правда, почти все мои ученики очень стараются снимать настоящее кино, и я горжусь ими. Хотя время сейчас для того, чтобы творить, очень тяжелое. К сожалению, далеко не всем моим ученикам, а среди них были очень талантливые режиссеры, удалось прорваться в этом мир. В мое время таланта и образования было достаточно для того, чтобы снимать кино, а сегодня, к сожалению, нужны очень большие связи, локти, деньги. Сегодня кино вынуждает режиссера быть приспобленцем, а я не знаю ни одного шедевра, который бы создал такой человек.
Без кнута и пряника
Главное в обучении режиссеров, актеров – не навязывать свои идеи и взгляды, а помочь людям раскрыть свой природный талант. Мне, как педагогу, может, не нравится работа начинающего режиссера, но критиковать, исходя из субъективных оценок – нравится – не нравится, умное кино или глупое, я не могу. Для меня это плохо, а для этого человека – искреннее высказывание. Если критиковать, только по профессиональным меркам и законам. У меня нет ни одной картины, в которой я бы что-то пропагандировал или декламировал. Более того, все свои фильмы считаю несовершенными и незаконченными, и поэтому до сих пор ее перемонтирую. Я даже не знаю – почувствовал ли я до конца магию кинематографа? Но все, что я могу сказать, кино – моя жизнь, вся моя жизнь. Надеюсь, что я не сделал отечественному кинематографу ничего плохого, никому не навредил и пакости не создал.
Создавайте кумиров, любите их
- У нас был великий кинематограф. Я ведь решил стать режиссером после того, как увидел фильм «Чапаев» с Борисом Бабочкиным в главной роли. Когда я стал заниматься кино, у меня была мечта – познакомиться с Борисом Бабочкиным. И моя мечта должна была осуществиться – уже была назначена встреча с Борисом Андреевиче , и в этот день я улетел в Берлин, о чем, конечно, сообщил ему. К сожалению, Борис Бабочкин умер, когда я был в Берлине. Для меня это очень печальная история. Всю жизнь преклоняюсь перед талантом и личностью Бабочкина. Преклоняюсь перед своим учителем Игорем Савченко. К сожалению, он очень рано ушел из жизни – в 44 года, и не успел закончить картину «Тарас Шевченко». В честь Игоря Андреевича я назвал своего сына, который тоже стал режиссером. Я очень любила Михаила Ромма, который тоже был моим учителем. Почему любил? Михаил Ильич в моем сердце, и отчасти ради него я и снимаю фильм о встречах Толстого и Чехова.
Не ковыряйте раны
- Мы живем в страшное время и неизвестно есть ли свет в конце туннеля? Главное сегодня – заниматься спасением человеческих душ. При это я не сторонник огульной критики. Мне очень не нравится, когда происходит бесконечно ковырянье ран нашей истории, когда все наши заслуги выставляются в черном свете. Ну, нельзя этим заниматься. Пора угомониться. Серьезно анализировать ошибки истории допустимо в кругу ученых, профессионалов, тогда как наша пресса выплескивает на людей, на молодежь такую исковерканную информацию, что страшно становится даже мне. К тому же не такая уж дурная у нас история! . Я мечтал пойти на Великую Отечественную войну, но меня забраковали по состоянию здоровья. Но я снял фильм «Был месяц май», чтобы выразить свое восхищение и благодарность мужественным бойцам, которые спасли мир от фашизма. «Держись – можно удержаться!» - этот девиз принадлежит моему другу – писателю Виктору Некрасову – автору книгу «В окопах Сталинграда». Эту книгу должен прочитать каждый молодой человек, который хочет жить по совести и приносить пользу.
Не мстите, не завидуйте
- Никогда никому не мстил, даже если очень хотелось. В таких случаях говорил: «Бог простит», это при том что я – атеист. Моя вера связана с некой высшей силой или с судьбой. Между прочим, двое моих студентов стали священникам, что для меня и странно, и отчасти приятно. Люди не меняются, а вот мир вокруг нас становится другим. К сожалению, во все века люди страдали одними и теми же пороками, главный из которых – зависть. Этого я не понимаю – зачем завидовать? Ты – сам живи, оправдай свое пребывание на Земле, а не копи желчь на других людей.
Как можно больше ходите пешком
- В молодости я обходил Москву вдоль и поперек. Общественным транспортом не пользовался. И Петербург прошел своими ногами. И сейчас люблю ходить. Вот и дожил до 90 лет.