Драма характеров, а не обстоятельств
Меня потрясла тогда ее трактовка привычного образа героини. Доронина утверждала на сцене не некрасовскую бабу, которая «коня на скаку остановит и в горящую избу войдет», не железную судовладелицу, на что указывает фамилия героини, а много пережившую женщину. Умную, красивую, глубоко чувствующую и страдающую, но не сломленную обстоятельствами. Главное в ее жизни — Дом и Дело. Ради них она готова на многое. Ее Васса была чудом актерской интерпретации горьковского образа.
Чудом «Отелло уездного города» также стала актерская интерпретация созданных Островским характеров.
О чем этот спектакль? Судя по записи на сайте театра, о том, как молодой барин-повеса, приехавший по делам в уездный город, нарушил привычное течение жизни местных жителей. В результате открылось, что благополучие в некоторых семьях лишь внешнее.
А любовь стала всепоглощающей страстью шекспировского масштаба, превратив доброго, скромного лавочника в мрачного, мстительного Отелло.
Однако вопреки этой трактовке, располагающей больше к мелодраме (одно название чего стоит!), актеры играли высокую драму, закончившуюся «горькой утратой».
В интерпретации Александра Хатникова не безответная любовь и неверность супруги помрачили разум лавочника Краснова, а глубокая обида, она толкнула его на преступление.
Ревность Краснова сродни любви, которую называют безумной. Вообще-то, Краснов убил жену за собственную ошибку в выборе подруги жизни, но кто решится бросить камень во влюбленного? Жена Краснова Татьяна (Наталья Медведева) в отличие от шекспировской Дездемоны вышла замуж по обстоятельствам. Беда ее в том, что любит не мужа, а заезжего барина, «любит без искусства, послушная веленью чувства». Так Островский пытался смягчить грех Татьяны, и актриса прекрасно это отыгрывает.
Краснов Хатникова — характер противоречивый, возвышающийся над той пошлой средой, из которой он вышел.
Таких положительно-отрицательных преступников можно встретить только у Шекспира, который, как известно, мелодрам не писал.
Пьеса «Грех да беда» — драма характеров, а не обстоятельств. Ее поэтика сложнее и многограннее стереотипного представления о ней, ибо имеет глубокие театральные корни. За нее Островский получил престижную Уваровскую премию. Впервые представленная в 1863 году на сценах Малого, она долгое время успешно игралась во многих российских театрах.
Нам пьеса «Грех да беда» близка уже потому, что в тяжелом зрелище чужих несчастий мы черпаем порой мужество и силы, чтобы жить самим. Таково свойство пьес Островского, дающих человеку веру, надежду и оптимизм.
ОБ АВТОРЕ
Валерий Модестов - литературовед, переводчик, театральный критик, профессор Литературного института им. А. М. Горького.